Уйдя в молодости от родителей-буржуа, вел бурную жизнь: был, по одним сведениям, странствующим актером, по другим — военным; с 1699 г. занимал место секретаря французского посланника Филиппа-Флорана де Пюизьё в Швейцарии, с 1717 г. — ту же должность при аббате Дюбуа в Англии, и пробыл в Лондоне 6 лет. Влияние английского театра (моралистических комедии К. Сиббера и Р. Стила) сказалось на его позднейших комедиях, юмор которых очень часто основан на эксцентричности. В Лондоне Детуш женился на молодой англичанке из низшего слоя общества и долго скрывал свой неравный брак; на этом автобиографическом эпизоде основана одна из его лучших комедий, «Женатый философ». В 1723 году был избран членом французской Академии. В последние годы жизни Детуш оставил театр, занятый полемикой с энциклопедистами, против которых он писал эпиграммы в «Mercure Galant».
«Le Glorieux», шедевр Детуша, принадлежит, вместе с «M?chant» Грессе и «M?tromanie» Пирона к разряду комедии характеров послемольеровского периода, занимающейся не столько изображением цельных типов, сколько осмеянием тех недостатков, которые подмечаются в светских людях. Сюжетом комедии Детуша служит тщеславие и чванство молодого графа, очень удачно оттененные самомнением и фамильярностью разбогатевшего roturier. Если сам герой впадает часто в шарж, то зато очень характерна фигура его богатого тестя, называющего себя «Seigneur suzerain… d’un million d’?cus». Другие комедии Детуша страдают натяжками фабулы, но полны юмора и движения. В общем, Детуш не избег недостатков современного ему театра: условности изображаемых чувств, шаблонных фигур прозорливых лакеев и устраивающих судьбу своих госпож suivantes, благополучных развязок, которым приносится в жертву цельность и выдержанность характеров и т. д.
Сочинения
- «Дерзкий любопытный» (Париж, Комеди Франсез, 17 декабря 1710)
- «Неблагодарный» (28 января 1712)
- «Нерешительный» (Париж, Комеди Франсез, 5 января 1713)
- «Клеветник» (1715)
- La fausse Veuve, ou le Jaloux sans Jalousie, (одноактная комедия в прозе; 20 июля 1715)
- Le Triple Mariage (одноактная комедия в прозе; Французский театр (Париж), 7 июля 1716)
- L’Obstacle impr?vu, ou l’Obstacle sans Obstacle (en 5 actes et en prose, 29 октября 1717)
- «Женатый философ» (Le Philosophe mari? ou le Mari honteux de l’?tre, Париж, Com?diens fran?ais ordinaires du Roi; 15 февраля 1727)
- «La fausse Agn?s» (1727)
- Les Philosophes amoureux (комедия в стихах; 1730)
- «Гордец» (комедия в стихах; Париж, Комеди Франсез, 18 января 1732)
- La Pupille, com?die en 1 acte et en prose, Париж, Комеди Франсез, 5 июня 1734
- «Расточитель» (1736)
- Le Curieux impertinent, com?die en 5 actes,
- L’Ambitieux et l’indiscr?te, tragi-com?die en 5 actes et en vers, Комеди Франсез, 14 июня 1737
- Les Dehors trompeurs ou l’Homme du jour, com?die en 5 actes et en vers, 1740)
- La Belle orgueilleuse, ou l’Enfant g?t?, com?die en vers et en 1 acte, Комеди Франсез, октябрь 1741
- L’Amour use, ou le Vindicatif g?n?reux, com?die en 5 actes et en prose, Париж, Комеди Франсез, 20 декабря 1741
- Les Amours de Ragonde, com?die en musique, en 3 actes, Париж, Acad?mie royale de musique, 30 января 1742
- La Force du naturel, com?die, Париж, Com?diens ordinaires du Roi, 11 февраля 1750
- Le Jeune homme a l’?preuve, com?die en 5 actes, en prose (1751)
- Le Dissipateur, ou l’honn?te friponne, com?die en 5 actes et en vers, Париж, Комеди Франсез, 23 марта 1753.
- La fausse Agn?s, ou le po?te campagnard, com?die en 3 actes et en prose, Париж, Комеди Франсез, 12 марта 1759
- Le Tambour nocturne, ou le Mari devin, com?die anglaise (Джозефа Аддисона) accommod?e au th??tre fran?ais, en 5 actes, en prose, Париж, Комеди Франсез, 16 октября 1762
- L’Homme singulier, com?die en 5 actes et en vers, Париж, Комеди Франсез, 5 ноября 1764