Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, то есть 8 января 1883 — по новому, но родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; все многочисленные члены семьи значились в податных книгах и посемейных списках Рязанской мещанской управы до 1917 года.
Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов указывает, что отец работал кучером, извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщает лишь то, что она брала белье в стирку. Так и не установлено где в Москве жили Филоновы — в городском ли доме господ Головиных или служили у них, имели ли свое дело…
1894?1897 — ученик городской («Каретнорядной») приходской школы (Москва), которую окончил с отличием; за год до того от чахотки умерла мать.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).
В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.
Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
К 1910 г относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28,5 ? 47,5 см.).
Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175 ? 215 см.), «Крестьянская семья», 1914 г (х., м., 159 ? 128 см.), «Мужчина и женщина», 1912—1913 гг. (бумага, смеш. техника, 31 ? 23,3 см.), а также многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) называет «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.
В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.
Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.
В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Мимолётно, ёмким проблеском образ его и мироощущение художника — в рассказе В. Хлебникова «Ка» (22 февраля — 10 марта 1915).
Филонов написал портрет поэта (1913; не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914), а в 1915 году опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями.
В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова — и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике последнего — и особенностях звучания, построения литературного языка первого.
Соавторство, о котором сказано выше, было единственным, как и единственным — этот случай участия П. Филонова в литографских изданиях футуристов, но выбор художника (или предложение к иллюстрированию) стихов Велимира Хлебникова — неслучаен.
В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“» (пометка: «Изд. „Мировый расцвет“», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков»:
Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом — всегда действует формой и цветом одновременно. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года, и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят — «крайне правый реалист и левый беспедметник, и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве, и в производстве — все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть…»
В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета» (х., м., 154,5 ? 117 см.), которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет»; осенью 1916 г он мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.
В 1918 г он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914—1915 гг. (обе — смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею (в том числе — «Формулу петроградского пролетариата», 1920—1921 гг. — х., м., 154 ? 117 см.); заметим, что все основные работы Филонова, находятся в ГРМ, по завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова — Глебовой, Евдокии Николаевне (1888—1980).
К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“» — наиболее важный документ аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ; в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Позже Филонов курирует работу учеников (в том числе Павла Зальцмана), иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».
Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову).
Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки… Он часто пишет масляными красками по бумаге или картону (многие шедевры, как «Формула империализма», 1925 г., 69,2 ? 38,2 см; «Нарвские ворота», 1929 г., 88 ? 62 см; «Животные», 1930 г., 67,5 ? 91 см; одна из последних работ Филонова — «Лики», 1940 г., 64 ? 56 см.).
К этому периоду относятся так же важные работы на холсте, как два варианта «Формулы весны», 1927—1929 гг. (второй монументальный холст — 250 ? 285 см.), «Живая голова», 1923 г., 85 ? 78 см; динамичное — «Без названия», 1923 г, 79 Х 99 см и «Композиция», 1928—1929 гг., 71 ? 83 см.
Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года; похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е. Н. Филоновой-Глебовой.
В 1929 г. Русский музей собирался сделать персональную выставку П.Филонова. Работы художника провисели на стенах музея целый год; был дважды подготовлен каталог; шла важная полемика в прессе и дискуссии во время закрытых просмотров. Выставка, однако, не открылась, несмотря на поддержку Филонова И. И. Бродским, крупнейшим официальным портретистом (Бродский прославился своими портретами И.Сталина и К. Ворошилова).
В 1932—1933 гг. Филонов ещё участвует в выставках «Художники РСФСР за 15 лет», но его художественная карьера фактически закончилась.
В 1967 г. состоялась Первая персональная выставка Филонова в Новосибирске; 1 февраля 1968 г. прошла однодневная выставка и вечер памяти П.Н. Филонова в ЛОСХ; в 1988 г. — персональная выставка в Русском музее Санкт-Петербурга.
После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989 — начале 1990 гг. Филонов получает признание, как один из классиков искусства XX века; современным искусством, образно говоря, Филонов взят на прикол. На этой же выставке выяснилось, что шесть экспонируемых рисунков Филонова были украдены из Русского музея, и их вернули. Художник принципиально не продавал своих работ за рубеж, поэтому практически всё его наследие хранится в Русском музее.
В 1994 г. в рамках арт-проекта «С днём рождения, Павел Филонов!» Антона Кузьмина состоялось первое экспонирование работ (четыре графических (бум., тушь) и одна живописная — «Композиция», х., масло) Павла Филонова в Екатеринбурге.
2006 — в июле в Русском музее открылась выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого».
Головы, 1910. Масло на картоне. Русский музей. 28,5 ? 47,5 см.
Мужчина и женщина, 1912-1913. Акварель, тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 31 ? 23,3 см.
Пир королей, 1913. Масло на холсте. Русский музей. 175 ? 215 см.
Композиция. Корабли, 1913-1915. Масло на холсте. Государственная Третьяковская галерея. 117 ? 154 см.
Крестьянская семья, 1914. Масло на холсте. Русский музей. 159 ? 128 см.
Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника), 1915. Масло на холсте. Русский музей. 117 ? 152,5 см.
Формула современной педагогики, 1923. Тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 17,5 ? 20 см.
Лошади, 1924-1925. Акварель, тушь, перо на бумаге. Русский музей. 5,6 ? 13,5 см.
Две головы, 1925. Масло на бумаге. Русский музей. 70,5 ? 44 см.
Животные, 1930. Масло на бумаге. Русский музей. 67,5 ? 91 см.
"Ударники", 1935 Масло на холсте. Русский музей.72 х 82 см.
Лица, 1940. Масло на бумаге. Русский музей. 64 ? 56 см.
Одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г. Номер 20. Стр. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г.