Писал также под псевдонимом «Войкасен» (кашубск. Vojkas?n, то есть «сын Войтеха»).
В том же году опубликовал свой первый короткий рассказ (по-кашубски и по-немецки) «Германизация кашубов».
Несмотря на осознание себя кашубом, Ценова примкнул к польскому национальному движению. Под влиянием Людвига Мерославского принял в феврале 1846 года участие в неудачном польском восстании против Пруссии в Старогарде и был арестован в Картузах. Находился в заключении в тюрьме «Моабит», и 17 ноября 1847 года, в числе других руководителей восстания, был приговорен к смертной казни. В ходе Мартовской революции был помилован Фридрихом Вильгельмом IV и освобождён.
В 1850 году издал Кракове сборник кашубских народных песен.
В 1853 году Флориан Ценова поместил в издании Петербургской академии наук «Памятники и образцы народного языка и словесности» несколько образцов кашубского языка, примечания к которым написал И. И. Срезневский. Заинтересованный этим А. Ф. Гильфердинг предпринял в 1856 году путешествие в область кашубов и, в сопровождении Ценовы, объехал селения кабатков и словинцев, изучая их говоры и собирая лингвистические материалы. В результате появилась книга Гильфердинга «Остатки славян на южном берегу Балтийского моря» (СПб., 1862).
Участвовал в славянском съезде в России в 1867 году.
Ценова был первым автором, писавшим на кашубском. Составил и издал кашубскую грамматику, разработал нормы литературного кашубского языка. Он выступал, в одинаковой мере, как против германизации, так и против полонизации кашубов. Для пробуждения среди своих соплеменников кашубского национального и общеславянского сознания издал целый ряд печатных работ. Занимался изучением истории прибалтийских славян.
Ему принадлежит также известная в Польше фраза: «Каждый кашуб — поляк, но не каждый поляк — кашуб!»