14 апреля 1745 года в Москве родился Денис Иванович Фонвизин. Фамилия «Фонвизин» до середины XIX века писалась в два слова: фон Визин, так как предки Дениса принадлежали к лифляндскому рыцарскому роду, обосновавшемуся в Москве в XVI столетии. Несмотря на древность рода, сказать, что семья Фонвизиных была богата, достаточно трудно. Не нашлось денег даже на то, чтобы дать сыну начальное обучение с приходящими учителями, как тогда было принято. Читать и писать будущего драматурга учил его отец, Иван Андреевич, но слишком много дать сыну не мог, так как сам читал, в основном, поучительную и религиозную литературу, а сына обучал по церковным книгам. Но, как позже отметил сам Фонвизин, недостатки начального обучения компенсировались знанием славянского языка, без которого оценить современный писателю российский язык было невозможно.
В гимназию Московского университета Фонвизин поступил в десять лет и через пять лет стал студентом университета. К сожалению, он проучился в университете всего два года, но вынес со школьной скамьи знания немецкого и французского языков. Уже в 1761 году он в журнале «Полезные увеселения» размещает переводы басен Гольберга и статью «Правосудный Юпитер». Переводы захватывают Фонвизина, особенно интересны ему произведения, тяготеющие к сатире. Студенческие сочинения самого Фонвизина не сохранились, но среди москвичей он слыл «опасным и злым мальчишкой». В студенческие же годы будущий драматург полюбил театр. Первое посещение Петербургского театра сделало его поклонником этого вида искусства на всю жизнь.
Покинув университет, Фонвизин становится сержантом гвардии, но служба его особо не интересует. Прибывший в Москву вице-канцлер отметил знающего молодого человека и определил его переводчиком в чине капитан-поручика в Коллегию иностранных дел. На этом поприще Фонвизин начинает карьеру. Уже в следующем году он попадает в подчинение к И. П. Елагину, служащему в то время кабинет-министром. Елагин весьма расположен к молодому литератору, а вот с Лукиным, секретарем Елагина, отношения у Фонвизина не сложились, но он продолжал служить, несмотря на то, что его недоброжелатель всячески старался поссорить своего начальника со строптивым подчиненным. С 1766 года в ведение кабинет-министра Елагина передаются театры, что дало возможность Фонвизину познакомиться со многими артистами и авторами пьес того времени. Какое-то время он был вхож в литературный кружок князя Козловского, но оставил его из-за расхождения во взглядах на литературу.
Литературная деятельность Фонвизина заключалась в тот период в переводах прославленных авторов Запада. Первым почти самостоятельным литературным произведением Фонвизина стала комедия «Корион» (1764 г.) – публика понимала, что это заимствование из комедии «Сидней» француза Грессе, но приняла комедию очень тепло, так как увидела не только талант переводчика, но и соответствие произведения русским реалиям того времени. Вдохновленный Фонвизин представляет на суд публики в 1768 году комедию «Бригадир». Понятно, что и здесь он достаточно многое перенял у европейских драматургов, но адаптация к российским условиям была столь выражена, что русские литераторы назвали «Бригадира» шагом вперед в показе русского быта. Заимствования практически растворились в общем хитросплетении сюжета и чисто русских героях. Фонвизина стали называть «русским Мольером».
В 1769 году служба Фонвизина стала невыносимой, и он перешел от Елагина в Коллегию иностранных дел, став секретарем графа Н. И. Панина. Работы у Дениса Ивановича прибавилось, так как граф вел обширную переписку с дипломатическими представительствами при королевских дворах Европы. Фактически Фонвизин становится доверенным лицом графа не только во внешней политике, но и в личных делах. Службе у графа Панина Фонвизин посвятил четырнадцать лет своей жизни, а в 1783 году в чине статского советника вышел в отставку с пенсией по выслуге лет в триста рублей.
Несмотря на предельную занятость во время службы и практически полное отсутствие свободного времени, Фонвизин активно работал в области литературы. Именно в этот период им были написаны статьи «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Вопросы автору Былей и Небылиц», «Опыт российского сословника» и знаменитая комедия «Недоросль» (1782 год). Статьи Фонвизина вызывали горячие споры не только в среде литераторов того времени, но и у власть имущих. Императрица Екатерина II после прочтения нашумевших «Вопросов» выразила столь недвусмысленное недовольство, что граф Панин едва сумел защитить своего секретаря и помощника.
Российская литература Екатерининской эпохи боролась за просвещение – и комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» по праву заняли в ней высокое место. Бичевание тупости, ханжества, грубости и невежества быль столь точны и жизненны, что вызвали возмущение купцов и помещиков, увидевших прямое указание на себя. Успех «Недоросля», невзирая на некоторую карикатурность его героев, был несомненным не только во время автора – он выдержал тысячи постановок на сцене и ставится до сих пор, вызывая бурю чувств и смеха. Однако если сейчас мы воспринимаем «Недоросля» как поток юмора и сатиры, то для людей времени Фонвизина гораздо больший интерес представляли речи и выражения Стародума, которого автор наделил видением идеалов просвещения и гуманности – для нас это всего лишь резонерские речи, скучные и не слишком внятные…
Ещё в свою бытность секретарем графа Панина Фонвизин совершил путешествие во Францию и Германию, куда вывозил на курорты свою больную жену. Однако современники считали, что главной целью этой поездки была доставка особо секретных дипломатических указаний графа своим подчиненным в Европе. Напряженная государственная служба не прошла даром, и Фонвизин перенес временный паралич. Именно для лечения он выехал в 1786 году в Карлсбад и Вену. Но поправить полностью здоровье заграничная поездка не помогла. Наряду с этими проблемами начались тяжбы с арендаторами, что отрицательно повлияло на материальное положение Фонвизина. В последние годы своей жизни Фонвизин практически прекратил литературную деятельность, и о его мыслях этого периода мы узнаем лишь из путевых журналов и писем друзьям из-за границы. Эти письма и журналы драматург не предназначал для издания – их опубликовали много позже, уже в XIX столетии. Даже поверхностный взгляд на заметки Фонвизина показывает, что он являлся внимательнейшим наблюдателем и знатоком политических течений в Европе той эпохи. Далеко не всегда отзывы Фонвизина о жителях Европы были справедливы. К примеру, ставшая крылатой фраза о том, что французы «не имеют рассудка» совершенно не отражает реалий и, скорее всего, вызвана болезнью и глубоко личными мотивами. Тем не менее, заметки и письма Фонвизина до сих пор считаются опорной точкой для оценки состояния политики и экономики Европы XVIII века.
Умер Фонвизин 12 декабря 1792 года, в возрасте сорока семи лет. Современники связывают с его деятельностью изменения взглядов на просвещение и даже общественное устройство, а также оценки литературы как возможности служить своему отечеству.
Денис Иванович Фонвизин, великий драматург Екатерининской эпохи, покоится в Александро-Невской лавре.