Популярные
На фото Франц Легар

Франц Легар

венгерский композитор и дирижёр, наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — наиболее выдающийся композитор венской оперетты
Дата рождения:
1870-04-30
Дата смерти:
1948-10-24
Биография

Биография

Ранние годы и начало творчества

Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы.

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888—1902).

В 1890 году Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции — марши, песни, вальсы. Одновременно Легар пробует свои силы в музыке для театра. Две первые оперы («Кирасир» и «Родриго») остались незаконченными.

В 1894 году Легар переводится на флот и становится капельмейстером военно-морского оркестра в Поле (ныне Хорватия). Здесь в 1895 году появилась на свет его первая опера, «Кукушка» (Kukuschka), на сюжет из русской жизни. Герои — политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна — с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу поставил в одном из лейпцигских театров Макс Штегеман, премьера состоялась 27 ноября 1896 года. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора. «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна» (1905), но большого успеха не добился и на этот раз.

В 1898 году в Будапеште умер отец. Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 года полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Gold und Silber (Золото и серебро, 1899), стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.

В 1901 году Легар предпринял две попытки сочинить оперетту; оба наброска остались незаконченными. Год спустя (1902) он вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа — из «Карлтеатра» (Carltheater) на оперетту «Лудильщик» (Der Rastelbinder) и от своего театра «Ан дер Вин», на оперетту «Венские женщины». Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин» (21 ноября 1902 года), приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре (20 декабря 1902 года), эта оперетта выдержала 225 представлений подряд, почти все номера приходилось повторять на «бис». Зрители оценили искреннюю лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис (Sophie Paschkis), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет (Meth). Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

Две следующие оперетты Легара — «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех.

От «Весёлой вдовы» до «Графа Люксембург» (1905—1909)

Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Первоначально музыку «Весёлой вдовы» поручили написать другому композитору, 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Позже Легар вспоминал:

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905 года, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью». Сам Легар позднее пояснил:

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году — оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» — как в Вене, так и за рубежом.

«Легариады» (1910—1934)

Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар — романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно — и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой». В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28-31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией».

Летом 1914 года в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны. Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926 году), но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.

Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии:

Несколько следующих оперетт Легара — «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») — не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок»), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

С 1921 года Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий — знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» («Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.

В 1923 году формальности развода завершены, и Легар наконец смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших своих романтических оперетт — «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 году с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 года с Таубером стала триумфальной (сто аншлагов).

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой — молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.

30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка

Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в оперном театре и в самом деле близкая к оперному музыкальному стилю. Затем Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».

Последние годы (1934—1948)

После аншлюсса Австрии (1938) 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус Ehrenarierin — «почётной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940). Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в сильно переделанном виде; например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Студент-бродяга» (Garabonci?s di?k).

75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.

По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

  • театр в Бад Ишле;
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
  • астероид 85317 Leh?r (1995).

Он — почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

Список оперетт

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Решетник»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
  • Божественный супруг (Der G?ttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
  • Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
  • Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
  • Троеженец(Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
  • Княжеское дитя (Das F?rstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
  • Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Звездочёт (Der sterngucker), 1916
  • Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
  • Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)
  • Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, B?rgertheater, Вена
  • Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches K?nstlertheater, Берлин
  • Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)
  • Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
  • Страна улыбок (Das Land des L?chelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)
  • Как чуден мир (Sch?n ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
  • Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера
Поделиться: