Франц Шуберт родился в предместье Вены 31 января 1797 года, в семье школьного учителя. Отец Франца был человеком трудолюбивым и старательно прививал детям лучшие качества. Старшие братья будущего композитора продолжили дело отца и стали преподавать, а вот Франц больше интересовался музыкой, которая часто звучала в их доме. Франц рано научился играть на скрипке и, когда в доме родителей по праздникам собирались музыканты-любители, с удовольствием музицировал в составе маленького оркестра.
С теорией музыки Франца познакомил церковный регент, который также учил его играть на органе. Еще в раннем возрасте Шуберт проявил столь явный талант, что в одиннадцать лет его определили в конвикт (церковно-певческая школа). При конвикте существовал ученический оркестр, где талантливый Франц был «первой скрипкой», а порой ему приходилось дирижировать всем оркестром. Конвиктом руководил знаменитый педагог и композитор А. Сальери, рано определивший, что у мальчика большой дар, и много занимавшийся с ним композицией и теорией музыки.
В тринадцать лет Франц Шуберт пишет первое самостоятельное сочинение. Постепенно музыка вытесняет из его жизни прочие интересы и становится для юноши целью. Его совершенно не интересовали другие предметы, и он уходит из конвикта, не закончив обучение. Подобное отношение к учебе разозлило отца, и, уступив давлению, Франц в шестнадцать лет поступает в учительскую семинарию. Однако стать учителем ему не суждено.
Шуберт посвящает свою жизнь творчеству. С 1814 по 1817 год он создает более трехсот песен, семь сонат и пять симфоний. Особой любовью у венцев пользуется его сочинения «Лесной царь», «Скиталец», «Маргарита за прялкой», «Форель». Франц окончательно оставляет службу в школе, а отец в ответ на это лишает его всяческой помощи и порывает с сыном все отношения. Несколько лет Шуберт живет в бедности, на квартирах своих друзей и не прекращает писать музыку. Франц был душой своей компании застенчивый и близорукий, он необыкновенно обаятелен. Друзья с удовольствием слушали его сочинения во время знаменитых «шубертиад» – музыкальных вечеров, на которых Шуберт практически не покидал места у фортепиано и часами импровизировал. Музыку он писал как будто в лихорадке – порой вскакивая ночью, чтобы записать увиденные во сне ноты. С очками он не расставался даже во сне, не желая терять времени на их поиск.
Несмотря на помощь друзей, Шуберту буквально каждый день приходилось бороться за собственное существование, жить в полуподвальных помещениях без отопления и давать уроки, которые он ненавидел всей душой – ведь занятия эти крали время у его кумира, музыки. Из-за нищеты Шуберт не смог соединить свою судьбу с судьбой любимой девушки, и она предпочла выйти замуж за богатого кондитера.
В 1822 году Шуберт создает «Неоконченную симфонию» (седьмую), которую ценители ставят в ряд лучших его произведений. Годом позже он пишет цикл «Прекрасная мельничиха» из двадцати песен – признанный шедевр лирического вокала. Историки музыки утверждают, что эти произведения Шуберта полностью сформировали и выразили новое музыкальное направление – романтизм.
Друзья Шуберта приложили массу усилий, чтобы помирить его с отцом, и на какое-то время им это удалось. Два года длилась семейная идиллия, но Шуберт снова ушел из семьи и начал жить отдельно. Доверчивость и наивность композитора позволяли его издателям обирать Шуберта и неплохо наживаться на нем. Ему постоянно не хватало денег, хотя песни были сверхпопулярны как в среде бюргеров, так и в более бедных слоях населения. В отличие от Моцарта, Бетховена и Шопена, виртуозов-исполнителей, Шуберт не занимался популяризацией своих произведений, а если и участвовал в исполнении, то лишь в качестве аккомпаниатора. Если же говорить о симфониях, то ни одна не прозвучала при жизни Шуберта, а седьмая и восьмая были утеряны. Роберт Шуман обнаружил партитуру восьмой симфонии лишь спустя десять лет после кончины автора. «Неоконченная симфония» была исполнена впервые в 1865 году.
Шуберт остался верен наивным идеалам собственной молодости, даже когда друзья его завели семьи и получили положение в обществе. Время для Франца словно застыло в музыке. Он так и не научился просить из-за своей застенчивости, не научился унижаться перед сильными мира сего, а в результате не смог занять места, приносящие значительный доход, – их отдавали другим музыкантам. Из-за своей беспросветной бедности он опасался, что старость ввергнет его в абсолютную нищету. Все эти переживания Шуберта отразились в его втором цикле песен «Зимний путь» – сгусток потерянных иллюзий и неоправдавшихся чаяний.
Несмотря на одолевавшие его болезни и бедность, Шуберт активно работает. Его произведения становятся выразительнее, масштабнее и глубже. Но только один раз в жизни ему довелось узнать вкус настоящего успеха. Его друзья в 1828 году организовали концерт в Вене, который принес композитору истинную славу. Вдохновленный успехом, Шуберт лихорадочно пишет новую музыку и строит дерзкие планы, еще не зная, что до конца жизни ему остаются считанные месяцы.
Шуберт заболевает тифом – и его ослабленный организм не в силах бороться с болезнью, и 19 ноября 1828 года великого композитора не стало. Имущество Франца Шуберта вместе с бесценными партитурами его произведений продают за гроши. Могила его находится в Вене и увенчана скромным памятником.