Берни был сыном нотариуса, родился в Лампореккьо, близ Пистойи, провёл юность во Флоренции. В 1517 переехал в Рим и начал придворную карьеру в Ватикане, вначале на службе у своего дальнего родственника кардинала Биббиены, а затем его племянника Анджело Довици. После того, как в нескольких своих сочинениях Берни осмеял вновь избранного папу Адриана VI (1522) (а также, возможно, из-за гомосексуальных склонностей), поэту пришлось покинуть Рим. Вернулся в Вечный город при Клименте VII (1523) и был принят на службу к кардиналу Джован Маттео Джиберти. После разграбления Рима жил преимущественно в Венето; в 1530 присутствовал при короновании Карла V в Болонье. С 1532 находился на службе у Ипполито Медичи. Отравлен за отказ принять участие в заговоре против своего патрона, организованном его кузеном Алессандро.
Первое сочинение Берни — написанная на диалекте стихотворная комедия «Катрина» (La Catrina, ок. 1516, опубл. в 1567) создана под влиянием Луиджи Пульчи и Лоренцо Медичи. Около 1530 года Берни переработал поэму Маттео Боярдо «Влюблённый Орландо» (Orlando innamorato rifatto…, опубл. в 1541) и ввёл туда, в числе прочего, несколько октав автобиографического содержания (одна из них посвящена разграблению Рима в 1527 году). Автор сатирических сонетов с критикой папского двора и пародийного содержания (гротескная трансформация поэтического универсума петраркистов). «Письма» Берни опубликованы в 1885 г.
В диалоге «Против поэтов» (Dialogo contro i poeti, опубл. анонимно в 1526) Берни критикует характерное для гуманистов (но имеющее средневековое происхождение) представление о поэте как одержимом «поэтическим безумием» мудреце. Автор диалога осуждает также сторонников теории подражания лучшим авторам (здесь мишенью его критики становятся прежде всего поэты-петраркисты: Пьетро Бембо, Якопо Саннадзаро, Франческо Мольца). В диалоге звучит также призыв к обновлению Церкви и христианской морали, созвучный выкладкам Эразма Роттердамского.
Берни известен прежде всего как автор сочинений бурлескного характера. С 1537 года печатались написанные им в терцинах, различные по объему стихотворения сатирического и временами непристойного содержания — капи?толи (capitoli); всего их известно 32. Берни развивает здесь традицию итальянской комической поэзии позднего Средневековья (в частности, Доменико Буркьелло и Франческо Пуччи). Встречаются капитоли парадоксального характера: «Капитоли о чуме» (1532). В «Похвале Аристотелю» содержится шутовская апология великого мыслителя (с использованием сниженной бытовой лексики); «Капитоло кардиналу Ипполито Медичи» соединяет насмешку над своим покровителем с самоиронией. Многие капитоли обладают признаками других жанров: послания, новеллы, иронической хвалы; в некоторых случаях они перекликаются с посланиями Горация. Нередко встречаются иронические похвалы низким предметам: «Капитоло об угре», «Капитоло о пескарях», «Капитоло о персиках», «Капитоло об утке для мочи».
Творчество Берни оказало значительное воздействие на поэзию XVI—XVIII веков. Ему подражали Антон Франческо Граццини, Джованни Дела Каза, Чезаре Капорали, Джамбаттиста Марино, Дж. Баретти, Джузеппе Парини. Поэтический стиль, связанный с высокопарным повествованием о низком предмете, получил название бернеско.