Франческо ди Джорджо был самой влиятельной фигурой в художественном процессе Сиены второй половины XV века. Его разносторонне одарённая творческая натура проявила себя в разных областях изобразительного искусства, а его деятельность во многих искусствах и науках, его универсальность были примером для молодого Леонардо да Винчи. Он был старше Леонардо на 13 лет, поэтому совершенно справедливо его считают предшественником великого мастера, и образцом для него. Его восславил Джованни Санти в своих стихах, написанных в честь герцога Федериго да Монтефельтро, а историк искусства Джорджо Вазари оставил его краткую биографию.
Франческо родился в Сиене в 1439 году (согласно архивным документам, был крещён 23 сентября 1439 года) в семье Джорджо ди Мартино дель Вива, чиновника, занимавшего невысокий пост в сиенской городской администрации. Судя по сохранившимся налоговым декларациям, семья была скромной, но достаточно обеспеченной. Возможно, именно благодаря отцу будущий инженер и художник смог познакомиться с сиенским нотариусом Мариано ди Якопо (по прозвищу Таккола — «галка»), работавшим университетским секретарём, чьи исследования в области механики послужили источником вдохновения для теоретических работ, которые Франческо ди Джорджо напишет позднее.
Общепризнанной является версия, что в начале 1460-х годов Франческо поступил в мастерскую Веккьетты, сиенского художника, скульптора и военного архитектора. Эта версия основана на сильной стилистической близости их произведений, хотя никаких подтверждающих документов не имеет. Вероятно, в мастерской Веккьетты он познакомился с Нероччо де Ланди, с которым в течение ряда лет будет работать в кооперации, организовав Societas in arte pictoria (Общество живописи). Их совместная деятельность началась, по меньшей мере, в 1467 году и продолжалась до 1475 года, когда Франческо ди Джорджо стал работать самостоятельно, хотя это не исключало, что в дальнейшем он мог сотрудничать с Нероччо.
Первые живописные произведения Франческо датируются 1458-60 годами (три небольших панели из сиенской пинакотеки и таволетта для сиенского казначейства). Документ от 1460 года, сохранившийся в архиве сиенского собора, упоминает имя «Франческо» наряду с Веккьеттой и Бенвенуто ди Джованни, хотя стопроцентной уверенности, что это именно Франческо ди Джорджо, документ не даёт. В архивной ведомости от 1465 года сообщается о том, что «dipintore» (художнику) Франческо выплачено 12 лир за статую Иоанна Крестителя.
Наряду с живописью и скульптурой в 1460-е годы Франческо совершенствуется в инженерном и строительном деле, и в апреле 1469 года получает назначение на весьма важный пост operaio dei bottini, в служебные обязанности которого входила инспекция системы водоснабжения Сиены, наблюдение за состоянием подземных вод, колодцев, трубопроводов, мостов, а также устройство фонтанов, которыми он порадовал жителей Сиены во время городских фестивалей в 1470 и 1471 годах. Франческо ди Джорджо и его коллеге Паоло д’Андреа (который, предположительно, тоже был художником) сиенское правительство поручило в течение трёх лет увеличить водные запасы Сиены. Большие суммы денег, которые он получил за деятельность на этом поприще (в 1469 году 3200 лир, и в 1472 году 3200 лир) свидетельствуют о важности его работ для сиенского правительства, а также о высоком положении Франческо в сиенском обществе. Он становится человеком, чьё имя известно за пределами Сиены.
3 ноября 1467 года он женится на Кристофане ди Кристофано ди Компаньятико, однако быстро становится вдовцом (предполагают, что супруга умерла во время родов). Вскоре после этого (в 1469г) Франческо вновь женится, на сей раз, на кузине своего компаньона Нероччо де Ланди — Аньезе ди Бенедетто Ланди дель Поджо, зажиточная семья которой принадлежала партии «Новеско». Приданое невесты составило 300 флоринов. Вторая жена Франческо родила 9 детей, большей частью дочерей, одна из которых ушла в монастырь.
В 1472 году Франческо ди Джорджо завершил гидротехнические работы в Сиене, и до 1475 года, когда он оставил кооперацию с Нероччо де Ланди, архивные документы не сообщают о нём ничего. В налоговом реестре от 1472 года есть сообщение, что Франческо жил на Виа ди Саликотто, за площадью дель Кампо, однако документ от 1477 года свидетельствует, что к тому времени он перебрался в более престижный район Сиены — Пьяцца Сан-Джованни.
Вскоре Федериго ди Монтефельтро, герцог Урбино, приглашает мастера к себе на службу. 1477-м годом помечено письмо, пришедшее из Урбино, в котором выражается просьба «…применить свой интеллект для проведения великолепной реконструкции». В Урбино Франческо отправился со своим другом и ассистентом Якопо (Джакомо) Коццарелли. Франческо ди Джорджо стал для герцога «доверенным советником», и за годы, проведенные у Федериго, ему пришлось выполнять самые разные поручения; он работал в Домском соборе в Урбино, в герцогском дворце, строил разные фортификационные сооружения, придумывал различные военные машины, а также выполнял дипломатические миссии, и даже занимался шпионажем. Его служба при дворе продолжалась до самой смерти Федериго да Монтефельтро, наступившей в 1482 году. Именно во время службы при дворе герцога о Франческо пошла слава по всей Италии, после чего его стали приглашать «применить свой интеллект» герцог Калабрии Альфонсо, правитель Флоренции Лоренцо Великолепный, и герцог Милана Джангалеаццо Сфорца.
В 1481 году Франческо по прежнему фигурирует в налоговых реестрах как гражданин Сиенской республики и житель округа Сан-Джованни, однако через два года его имя из реестров исчезает. В налоговом документе от 1483 года его ассистент, скульптор и архитектор Якопо Коццарелли, сообщает, что вместе с Франческо ди Джорджо находился в Урбино в связи с некими работами.
В неустойчивых политических обстоятельствах, сложившихся в Сиене в 1480-е годы, в судьбе Франческо произошли драматические перемены. Он был обвинен в том, что выдал врагам Сиены секреты военных сооружений, изгнан из города, а его имущество было конфисковано. В 1483 году, находясь в Урбино, Франческо написал письмо, в котором обосновывал свою невиновность. Между 1482 годом, когда герцог Калабрии Альфонсо вынужден был оставить Сиену, и 1487 годом, когда к власти в Сиене пришла олигархия и партия Новеско, Франческо не хотелось возвращаться в родной город. Он вернулся туда в конце 1487 года не только потому, что родня его супруги принадлежала пришедшей к власти партии, но и потому, что новое правительство приложило усилия к его возвращению и предложило ему в качестве стимула 1000 флоринов. Франческо с семьёй вернулся в Сиену в тот же дом на Пьяцца Сан Джованни, где он уже теперь числился жителем до самой своей смерти в 1501 году, а его имя в 1488 году вновь появляется в налоговых реестрах с пометкой «ingegniere», то есть «инженер». Он был для сиенского правительства очень нужным специалистом, поскольку курировал важнейшие городские объекты — фортификационные сооружения, плотины и мосты, а также горные работы.
Кроме того, он выполнял различные правительственные поручения, как в области финансов, посредством участия в различных совместных бизнес-проектах, так и в области дипломатии, которая всегда тесно связана с шпионажем. С конца лета 1487 года архивы свидетельствуют о его постоянных поездках с целью осмотра сооружений и инженерных консультаций по всей Италии, так что в Сиене он практически не жил. Но, по всей вероятности, его консультации и осмотры происходили не без важных сведений, полученных в итоге сиенским правительством.
В 1490 году Франческо отбывает в Милан к герцогу Джангалеаццо Сфорца. Сиенская республика поддерживала добрые отношения с миланским правителем, и разрешение на отъезд Франческо дипломатически интерпретировалось как «дружеский жест». В Милане он принял участие в строительстве собора, дав ценные советы, касающиеся возведения купола. При дворе Сфорца Франческо познакомился с Леонардо да Винчи, с которым у него завязалась дружба. Они вместе ездили в Павию, куда Франческо был приглашен для консультаций по поводу постройки собора. Самая распространенная гипотеза утверждает, что увлечение Леонардо конструированием разнообразных машин, развитие его инженерной мысли было следствием долгих бесед с Франческо ди Джорджо.
В 1491 году мастера приглашает Альфонсо, герцог Калабрии, для работ в Неаполе, где Франческо был привлечен к строительству фортификаций вокруг Кастель-Нуово (Нового замка). Несмотря на то, что Альфонсо не числился среди друзей Сиенской республики, отъезд Франческо на сей раз не имел никаких отрицательных последствий.
Затем мастер вновь возвращается в Сиену и работает в Домском соборе. В 1495-97 годах Франческо создает для него великолепные бронзовые скульптуры ангелов. С 1498 года и до своей смерти в 1501 году он служит в должности Capomaestro («бригадир», «главный мастер», в его обязанности входило решение всех художественных и архитектурных вопросов) в главном сиенском соборе.
Великий мастер эпохи Возрождения скончался в окрестностях Сиены в ноябре 1501 года, обласканный уважением и почётом жителей республики, а также личной дружбой правителя Сиены Пандольфо Петруччи. Архивные документы сообщают, что после его смерти большое количество наследников не смогло поделить оставшееся от Франческо имущество. В итоге оно было продано в два приёма, и выручка, составившая в сумме 1000 флоринов, впоследствии была поделена между наследниками.
Согласно Леону Баттиста Альберти, идеальный архитектор эпохи Возрождения обязан быть человеком универсальным; он не только должен обладать обширными знаниями в самых разных науках и искусствах, но и быть способным всю эту сумму знаний применить в научной разработке архитектурных проектов. Именно таким архитектором был Франческо ди Джорджо.
На протяжении своей карьеры он участвовал во множестве строительных проектов, но не все результаты его трудов сохранились. Вероятно, первым опытом Франческо в качестве архитектора было участие в строительстве небольшой церкви Санта-Мария делле Неве, расположенной в центральной части Сиены. По всей вероятности, он также участвовал в работах по расширению базилики Сан-Франческо в Сиене, проводившихся в 1475—1482 годах. В 1474 году он строил герцогский дворец в Меркателло, 1476 году возводил городскую ратушу в Кальи, в 1486 строил дворец синьории в Йези, далее, герцогский дворец в Урбании, Дворец Старейшин в Анконе.
Во время службы при дворе герцога Урбино Федериго да Монтефельтро Франческо участвовал в реконструкции и внутреннем оформлении его дворца, построил в окрестностях Урбино собор, монастырь и церковь Сан-Бернардино, а также монастырь клариссинок и церковь Санта-Кьяра (Св. Клары), участвовал в строительстве и оформлении интерьера герцогской резиденции в Губбио. Кроме этих основных работ, он построил множество фортификационных сооружений на всей территории, контролируемой герцогом Урбино, и в 1480 году довольный Федериго именует его не иначе как mio dilettisimo architetto («мой дражайший архитектор»).
Настоящим шедевром среди архитектурных произведений мастера является церковь Санта-Мария дель Кальчинайо (Санта-Мария делле Грацие), построенная в Кортоне. Она была начата в 1485 году, в основном завершена в 1515 году уже после смерти Франческо, и отличается как ясностью внешних форм, так и гармонией внутреннего устройства. Строительство её велось на пересечённой местности, на склоне, по которому протекал ручей. Франческо создал инженерный проект, позволивший решить все проблемы, следил за строительством, но, к сожалению, окончания его дождаться мастеру не удалось. Впоследствии здание церкви было перестроено.
В 1493 году Франческо ди Джорджо принял участие в проектировании и строительстве церкви Сан-Себастьяно в Валлепьятта, под Сиеной, а в 1489-95 годах строил Палаццо делла Канцелариа в Риме. Однако кроме гражданской и церковной архитектуры, он занимался архитектурой военной, в проектировании которой особенно преуспел, и потому был желанным гостем для многих правителей. Он построил или перестроил множество крепостей. В одной только провинции Марке таких объектов насчитывают одиннадцать штук. Среди них построенный на скале укрепленный замок Сан-Лео, и крепость Сассокорваро.
Итогом его строительного опыта и размышлений стал трактат «Гражданская и военная архитектура». В этом труде Франческо ди Джорджо опирался как на классическую римскую архитектуру — идеи Витрувия, так и на современные достижения. Трактат был создан приблизительно в 1482-86 годах, и снабжён рисунками, сделанными рукой автора. Впервые опубликован в 1841 году.
Творчество Франческо ди Джорджо как скульптора находилась под сильным влиянием флорентийца Донателло. Этот замечательный мастер два раза приезжал в Сиену. В свой первый приезд (1427-29гг) он создал для сиенского баптистерия бронзовые скульптуры и рельеф. В 1457 году Донателло отлил для сиенского собора бронзовую фигуру Иоанна Крестителя. Его произведения вдохновили многих сиенских художников.
Скульптуры Франческо ди Джорджо немногочисленны. Вероятно, первым его произведением такого рода была полихромная деревянная статуя Иоанна Крестителя (1464 г., Сиена, собор). Исследователи считают, что она создана под впечатлением от бронзовой статуи Иоанна Крестителя, которую Донателло отлил для того же собора семь лет назад. Вторая деревянная статуя, «Св. Христофор», была создана мастером в 1488-90-х годах (Париж, Лувр), она была частью алтарной композиции, созданной совместно с Лукой Синьорелли. От Франческо ди Джорджо сохранилось также несколько бронзовых барельефов: «Пьета» в церкви Кармине в Венеции (1477 г.), «Бичевание Христа» в галерее Перуджи (ок. 1480 г.), «Св. Иероним в пустыне» (1485 г.) и «Суд Париса» (1475-85 гг.) в Национальной Галерее, Вашингтон, а также стукковый рельеф «Аллегория несогласия» из музея Виктории и Альберта, Лондон (ок. 1480 г.) и терракотовый полихромный рельеф «Мадонна с младенцем и ангелами» из церкви Сан-Себастьяно ин Валлепьятта под Сиеной (ок. 1474 г.). В рельефах ощущается влияние Андреа Вероккио. Кроме того, он изготавливал бронзовые медали с изображением различных правителей и святых.
Наибольшую славу ему принесли два ангела, отлитые для сиенского собора (1495-97 гг.). В фигурах ангелов ощущается такая лёгкость, словно они выполнены не из бронзы (лёгкость и «невесомость» вообще присущи многим созданным им фигурам). В этих произведениях Франческо ни в чём не уступает Донателло. Однако следует учитывать, что поздние произведения мастера, как правило, создавались в тесном сотрудничестве со скульптором Якопо Коццарелли, который с удовольствием принимал участие в проектах своего более талантливого друга. Словом, бронзовые ангелы из сиенского собора, равно как и деревянная фигура св. Христофора из Лувра (1488-90 гг.) были результатом их совместного творчества. Ещё одна работа, бронзовая скульптура «Обнаженный со змеёй» (1490-95 гг.) находится в Дрездене, Государственные собрания.
Занятия Франческо ди Джорджо инженерией, архитектурой и дизайном интерьеров были для него в отношении финансов и престижа делом гораздо более значительным и важным, чем его занятия живописью. Правители Неаполя, Урбино, Мантуи и Феррары приглашали ко двору две разновидности людей искусства: архитекторов и инженеров. Для Франческо, начавшего свою карьеру в качестве художника, было очень важно достичь высот в инженерном и архитектурном искусствах, однако занятий живописью он не оставлял до последних дней. Более того, сами заказчики, зная о его новом — инженерном и архитектурном статусе, продолжали заказывать произведения живописи.
Его ученичество в мастерской Веккьетты считается почти несомненным. Вазари, в «Жизнеописаниях», изданных в 1568 году, сообщает об их совместной работе. Раннее творчество Франческо ди Джорджо представлено небольшим количеством работ. Вероятно, самым первым его произведением были три небольших панели от свадебного сундука: «Сюзанна и старцы», «Жена Потифара искушает Иосифа» и «Иосиф и братья» (1458 г., Сиена, Пинакотека, и Институт Уэлкам, Лондон). В них видно сильное влияние Веккьетты. Другим примером раннего творчества Франческо является портативная икона «Св. Доротея» (ок. 1460 г., Лондон, Национальная галерея). Трогательный образ святой-мученицы ведущей за руку младенца Христа с корзиночкой цветов, вероятно, брали с собой в дорогу для совершения молитв вне дома. К ранним произведениям также относят «Проповедь св. Бернардина» (1462-63 гг., Галерея Уолкера, Ливерпуль), где художник выстроил сцену, математически выверив перспективу, и несколько маленьких деревянных панелей с изображениями францисканских аллегорий, которые хранятся в разных коллекциях. К 1460-м годам причисляют также небольшую «Мифологическую сцену» из собрания Бернсона (Сеттиньяно, вилла Тати), «Наложение ярма послушания» (Старая пинакотека, Мюнхен), панель кассоне «Триумф Целомудрия» (ок. 1463-8, Музей Пола Гетти, Лос Анджелес), маленькое «Рождество» из собрания Кресса (1460-65, Хай арт мюзеум, Атланта), и миниатюру фронтисписа манускрипта «De animalibus», которую одни исследователи считают выполненной в 1463 году, другие в 1470.
К этому периоду относятся также три таволетта, расписанные Франческо для сиенского казначейства, Биккерны — «Папа Пий II посвящает в епископы Франческо Пикколомини Тедескини» (1460 г.), «Коронование Пия II» (1460-62) и «Мадонна дель Терремото» (или «Мадонна, защищающая Сиену от землетрясений»1467-68 гг.) — все хранятся в городском архиве Сиены. Особенно любопытно последнее произведение. Согласно хроникам, в августе — сентябре 1467 года в Сиене произошло землетрясение, и перепуганные жители вынуждены были жить в лагере за городскими стенами. Хронист Джироламо Джильи утверждал, что сама Богородица устроила это несчастье (тогда подобные природные катаклизмы считали наказанием божественных сил за человеческие грехи, которое можно устранить молитвой). Однако сразу после землетрясения Мадонна чудесным образом явилась в кроне дуба недалеко от Витербо. Сиенцы расценили это как знак божественной защиты Мадонной их города, и отправили в Витербо делегацию из представителей лучших фамилий с дарами. Эти события и послужили источником для создания произведения. Исследователи усмотрели в картине участие какого-то ассистента Франческо, и высказывают мнение, что самому мастеру принадлежит только её дизайнерский замысел, но выполнена она одним из сотрудников мастерской.
Стиль Франческо ди Джорджо в 1470-80-х годах значительно отличается от стиля его ранних работ. В 1467 году он вместе с Нероччо де Ланди организовал мастерскую, Societas in arte pictoria, в которой кроме них работали разные сиенские художники. В документах 1470-80-х годов фигурируют имена Лотто ди Доменико, Антонио ди Капитоло и Якопо Коццарелли. Исследователи давно обратили внимание, что картины, лично написанные Франческо, и другие приписываемые ему картины, вышедшие из мастерской, имеют существенные различия. Особенно заметна разница между его более «флорентийской» скульптурой и более «сиенской» живописью. Итальянский искусствовед Лучано Беллози в 1993 году разрешил это противоречие, высказав гипотезу (которая ныне стала общепринятой), что «боттега» то есть мастерская Франческо была организована иначе, чем иные ренессансные мастерские, в которых глава участвовал в производстве картины от начальной стадии до её завершения. Франческо, по всей вероятности, придумывал только общий дизайн картины, её сценографию, а выполнение поручалось кому-то из его менее искусных ассистентов. Одного из них окрестили Fiduciario (Фидучьярио, то есть фидуциар, доверенный помощник), поскольку манера его письма регулярно обнаруживается в картинах Франческо.
В 1470-71 годах Франческо ди Джорджо вместе с Лотто ди Доменико работал в новой церкви госпиталя Санта-Мария делла Скала. Там они построили кессонированный потолок, и написали фреску «Коронование Марии», которая ныне утрачена. Тема «Коронование Марии» вновь появляется в большой картине, написанной в 1472-74 годах для церкви Монтеоливето Маджоре (ныне в сиенской Пинакотеке). Композицию Франческо позаимствовал из гравюры известного флорентийского ювелира и гравёра Мазо Финигуэрры, а фигура Бога-отца в картине выдержана в стиле, характерном для Либерале да Верона, с которым, возможно, Франческо ди Джорджо также участвовал в каких-то проектах. Эта картина, как и некоторые иные его произведения, например «Благовещенье» (1471 г., Сиена, Пинакотека), демонстрируют разницу между замыслом мастера и его исполнением помощниками.
В 1475 году оливетские монахи из монастыря Сан-Бенедетто заказали Франческо алтарную картину «Рождество» (Сиена, Пинакотека). В контракте специально оговаривалось, что Франческо ди Джорджо должен принять в её создании непосредственное участие, и картина должна быть выполнена качественно. В сцене Рождества он написал все основные фигуры переднего плана — в них видна превосходная игра света, почёрпнутая у Верроккьо и нидерландских мастеров, однако остальные части картины были оставлены для завершения сотрудникам мастерской. В итоге она была закончена только в 1480 году. В картине заметно противоречие между превосходным, со знанием последних флорентийских новаций, выполнением фигур, и слабым, с неярко выраженной перспективой пейзажем.
В 1477 году художник отправился ко двору Федериго да Монтефельтро, у которого работали Пьеро делла Франческа, Педро Берругете и Фра Карневале. Он там оставался почти 10 лет, не только осуществляя архитектурные проекты, но и работая в качестве дизайнера в современном смысле этого слова: он проектировал и оформлял внутреннее пространство залов герцогских дворцов. К таким работам относится, например, находящиеся в нью-йоркском музее Метрополитен панели стен и великолепный потолок из «студиоло» (комнаты для интеллектуальных занятий) герцогского палаццо в Губбио. Панели выполнены в технике интарсии, на некоторых из них есть эмблемы Федериго да Монтефельтро. Дизайн приписывают Франческо ди Джорджо, а техническое исполнение Джулиано да Майано (1432-1490 гг.).
Дизайн стен студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80 гг. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
Дизайн потолка студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Прочное положение Франческо при дворе герцога обусловило приезд туда разных сиенских художников — Якопо Коццарелли и Джованни да Стефано, резчика по дереву Антонио Баррили, и, возможно, Пьетро Ориоли. Живописные портреты Федериго да Монтефельтро, созданные Франческо, неизвестны, однако он отлил медаль с портретом герцога.
В 1487 году, вернувшись в Сиену, художник работает над заказами, поступившими из сиенского собора. Кроме того он получил большой заказ на оформление капеллы Бики в церкви Сант-Агостино (1488-94 гг.) Над этим проектом мастер работал вместе Лукой Синьорелли, который за несколько лет до того способствовал назначению Франческо руководителем строительства церкви Санта-Мария дель Кальчинайо в Кортоне. Для капеллы Бики Франческо создал деревянную статую св. Христофора, а Лука Синьорелли написал картины для центральной части алтаря и пределлы. Франческо ди Джорджо также спроектировал и частично написал в этой капелле две фрески на боковых стенах, но закончены они были, по всей вероятности, его сотрудниками. В 1494 году он принял участие в создании серии картин с изображением великих мужей и женщин древности, б?льшую часть которой приписывают руке Мастера истории Гризельды. Кроме двух этих художников в создании серии отметились Маттео ди Джованни, Нероччо де Ланди и Пьетро Ориоли. По всей вероятности Франческо участвовал только в начальной стадии этой серии, написав «Сципиона Африканского» (1494 г., Музей Барджелло, Флоренция).
Последним его крупным произведением является созданная между 1490 и 1495 годами для церкви Сан-Доменико в Сиене большая алтарная картина «Рождество», на которой можно видеть двух ангелов, явно позаимствованных у Боттичелли, и пастухов, которых написал уже Бернардино Фунгаи.
Франческо ди Джорджо был похоронен 29 ноября 1501 года в сиенской церкви Оссерванца. Предназначенную для этой церкви картину «Срывание одежд с Христа» (1501 г., Сиена, Пинакотека), задуманную Франческо, дописывал молодой Бальдассаре Перуцци.
Кроме больших алтарных картин, художник создал множество «Мадонн с младенцем». Произведения с этим сюжетом он писал на протяжении всей своей жизни: «Мадонна с двумя ангелами» (1465-70 гг., Галерея Лоу, Коралл Гэйблз, Флорида), Мадонна с младенцем и святыми» (1469 г., Бостон, Музей изящных искусств), «Мадонна с двумя святыми» (1470 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем и ангел» (1471 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (1472, Авиньон, Пти Пале), «Мадонна с младенцем, св. Екатериной и ангелами» (1490, Мадрид, Собрание Тиссена Борнемиса).
Рисунки Франческо ди Джорджо нельзя назвать второстепенным делом в оставленном им наследии. Его увлечения инженерией нашли отражение в многочисленных набросках разнообразных механизмов и машин, включая проекты вечного двигателя. Общепринятая точка зрения гласит, что страстью конструирования он заразился от Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола (1382 - ок. 1453). Не сохранилось никаких сведений о том, как идеи Такколы стали доступны Франческо ди Джорджо. По мнению одних учёных, записки с рисунками Такколы попали в руки Франческо в начале 1470-х годов, когда он по контракту с сиенским правительством работал гидроинженером, то есть уже после смерти Такколы. По мнению других, он лично был знаком с Такколой, ещё подростком посещая сиенский Студиум (университет), где тот служил секретарём. Так или иначе, но на последних листах De ingeneis («Об изобретениях») — записной книжки Мариано Такколы с набросками механизмов, есть пометки, оставленные рукой Франческо.
Подобную же книгу набросков составил и сам Франческо ди Джорджо. 1475-76 годами датируется сборник рисунков под названием Opusculum de architectura («Заметки об архитектуре»), в самом начале которого написано посвящение герцогу Урбино Федериго да Монтефельтро. В книге 81 страница из пергамена, многие из страниц исписаны с двух сторон. На них содержатся эскизы насосов, сифонов, водяных мельниц, лебёдок, стенобитных орудий, понтонных и других мостов, судов с колёсным ходом, военных кораблей и галер, подъёмных устройств, оружия, аппаратов для перемещения по воде и под водой, колёсных грузовых повозок, тягловых механизмов, методов подрыва мин, артиллерийских устройств, способов обороны гаваней, штурмовых лестниц, лафетов, планов крепостей и лабиринтов. Большинство этих набросков не вмещается в современное понятие «архитектура», однако Витрувий, далёкий древнеримский предшественник сиенского инженера, в своём труде по архитектуре обсуждал подобные устройства, и Франческо всего лишь следовал ему. Большинство рисунков книги не принадлежит руке Франческо ди Джорджо, но сделано его ассистентом. Многие механизмы из книги основаны на идеях Такколы. Копии машин Такколы и переводы с латыни фрагментов из его труда De ingeneis содержатся и в другом сборнике набросков механизмов принадлежавшем Франческо, карманного формата книжке Codicetto (уменьшительная форма от итал. codice — кодекс, то есть «малый кодекс»), составленной в 1470-90 годах.