О жизни Франческо Траини сохранилось крайне мало сведений. В архивных документах Пизы Траини впервые упоминается в 1321 году. 1322 годом отмечено сообщение о том, что Траини получил плату за работы в Палаццо Анциани, в Пизе. В документе от 1337 года сообщается, что Франческо Траини нанял себе подмастерье по имени Джованни сроком на три года. А в документах помеченных декабрем 1340 г. и февралем 1341 года обсуждается вопрос о хоругви, которую Траини написал для братства Лауди из пизанского собора. Существует только одно произведение, имеющее его подпись, это алтарная картина «Святой Доминик и сцены из его жизни», которую Траини написал для доминиканской церкви Санта Катерина в Пизе (ныне — Пиза, Музей Сан Маттео). Сохранившиеся документы позволяют датировать ее 1344-45 гг. Все остальные, и надо сказать, немногие, произведения, которые сегодня приписываются Траини, не имеют его подписи, и причислены к его работам по стилистическим особенностям. Это «Св. Анна с Богоматерью и младенцем» (Принстон, музей Университета), «Мадонна с младенцем» (Мадрид, Прадо), «Св. Павел» (Нанси, Музей изящных искусств), «Архангел Михаил» (Лукка, музей Вилла Гвиниджи), «Благословляющий Христос» (Музей Университета Сев. Каролины), и «Мадонна с младенцем» (коллекция Шифф, Пиза). К этой группе произведений примыкают несколько работ из пизанского музея Сан Маттео: так наз. «Мадонна № 61» и четыре створки с изображением святых Петра, Павла, Иоанна Крестителя и Доротеи, которые ранее хранились в частном собрании Цзуккетти, однако не все специалисты относят их к работам Траини.
Долгое время считалось, что Франческо Траини является автором замечательных фресок в пизанском Кампосанто, изображающих «Триумф смерти» (на этой атрибуции настаивал М. Мисс), однако Роберто Лонги в своей диссертации доказал, что эти фрески в действительности являются творением эмилианского художника, поэтому среди ученых закрепилось мнение, что их автором является Буонамико Буффальмакко.
Столь же печальная смена атрибуции была произведена в отношении другого известного произведения, ранее числившегося за Траини — алтарного образа «Триумф св. Фомы Аквинского» из собора Санта Катерина в Пизе. Лонги доказал, что это произведение сиенского художника, и большая часть специалистов считают его работой Липпо Мемми.
Манера Траини близка сиенской школе живописи, в частности, творчеству Симоне Мартини, и раннему Липпо Мемми. Это неудивительно, если учесть, что в 1319 году Симоне Мартини исполнил полиптих для церкви Санта Катерина в Пизе, а в старых пизанских хрониках есть упоминания о существовании полиптиха работы Липпо Мемми, который имел подпись и дату — 1325 год. Более искусная сиенская манера не могла не отразиться на творчестве художника. В своих произведениях Траини акцентируется на округлости и скульптурной пластичности форм, а в самом позднем произведении, алтарной картине «Св. Доминик и сцены из его жизни» (1344-45гг, музей Сан Маттео) достигает высокой выразительности, наводящей на мысли о его связях с искусством Маттео Джованнетти. Небольшие боковые сцены картины, например, «Св. Доминик, спасающий потерпевших кораблекрушение» очень близки к манере работавшего в Авиньоне Джованнетти. Франческо Траини известен и как художник-миниатюрист, им созданы иллюстрации к первой главе «Божественной комедии» Данте, хранящейся ныне в Шантийи, в музее Конде. Траини был единственным крупным пизанским мастером XIV века. Он сыграл важную роль в формировании местных художников, среди которых наиболее значительными были Чекко ди Пьетро, Франческо ди Нери да Вольтерра, Джованни ди Никола, и Мастер Распятия из Кампосанто.