Популярные

Франк Эбни Хэстингс

британский морской офицер и филэллин, герой Греческой войны за независимость 1821—1829 годов
Биография

Карьера

Хэстингс поступил на службу в Королевский флот в 1805 году и участвовал в Трафальгарском сражении на борту HMS Neptune, но в 1820 году после ссоры с капитаном подал в отставку и поселился во Франции. Революционная ситуация тех лет предоставила ему возможность поступить в иностранный флот. В 1821 году в Греции разразилась революция, положившая начало долгой и кровопролитной Освободительной войне. Хэстингс отправился в Грецию из Марселя 12 марта 1822 г и 3 апреля прибыл на остров Идра.

Первый этап в Греции

По приезду в Грецию поступил добровольцем и служил артиллеристом на борту корвета греческого капитана и судовладельца Яковоса Томбазиса. Когда войска Драмали Паша вторглись на Пелопоннес, защищал крепость Бурдзи, Нафплион. В 1823 году воевал на острове Крит.

Хэстингс видел, что флоту греческих повстанцев, состоящему из лёгких вооружённых коммерческих судов, тяжело противостоять оттоманскому флоту, состоящему из больших линейных кораблей и в 1823 году показал лорду Байрону детальный меморандум, который был представлен греческому правительству в 1824 году. Этот меморандум содержал революционные предложения в вопросах артиллерии и тактики. Суть предложений Хэстигнса заключалась в использовании появившихся недавно паровых кораблей, вместо парусных, и использовании артиллерийского огня и калёных ядер вместо проблематичных брандеров.

«Картериа»

В 1824 году Хэстингс едет в Англию и заказывает маленькое парусно-паровое судно «Картериа» (греч. ???????? — Выдержка, Настойчивость) — первое паровое судно греческого флота. «Картериа» стала первым паровым судном во всемирной военно-морской истории, принявшее участие в военных действиях. Его водоизмещение было всего 233 тонн, мощность паровой машины 80 л. с., и без помощи паруса скорость «Картерии» в лучшем случае достигала 6 узлов. Но 4 его орудия 68-фунтового, самого мощного, калибра были новейшего образца. По заказу Хэстингса судно было оборудовано установкой, позволяющей накаливать ядра и использовать их как зажигательные ракеты. Строительство корабля шло под непосредственным надзором Хэстингса и, чтобы не задерживать строительство Хэстингс потратил своих ?7,000 ,пока не пришли деньги из займа полученного греческим правительством. В конце 1825 г. строительство было завершено и Хэстингс перегнал судно в Грецию с помощью смешанного экипажа англичан, шведов и греков.

Второй этап в Греции

«Картериа» прибыла в Нафплион 3 Сентября 1826 г. Командуя «Картериа» Хэстингс 24-25 Января 1827 г. принимал участие в боях у маленького тогда города Пирей (высадка десанта на полуостров Кастелла и войдя в естественную бухту Пирея обстрел турецких и албанских отрядов). В Апреле 1827 г. «Картериа» в составе малой флотилии принимала участие в обстреле Волос (город), но при выходе из залива Пагаситикос обнаружил в местечке Трикери 4 турецких боевых корабля под прикрытием береговых батарей. Хэстингс используя впервые в мировой военно-морской истории калённые ядра, сжёг их. По этому поводу английский историк Финлей писал: Хэстингс совершил революцию в морской войне . Он также доказал, что греческие экипажи могут применять эти опасные снаряды с полной безопасностью." 11 Сентября «Картериа» уничтожает прямым попаданием турецкий боевой корабль и захватывает 3 австрийских торговых судов, с военной контрабандой. Затем на рейде города Патры топит австрийский голет после дипломатического демарша австрийского консула об освобождении австрийских судов. 29 Сентября с флотилией малых парусных судов топит в Коринфском заливе в бухте Итеа недалеко от города Салона, (Амфиса) 9 из 11 участвующих в сражении турецких судов. 11 Мая 1828 г. «Картериа» принимает участие в попытке отвоевать город Миссолонги Во время высадки на шлюпах на мелководье у городка Этолико, Хэстингс получает ранение в руку. Ранение было не серьёзным, но последовало заражение. Хэстингса увозят на остров Закинф, где он и умирает 20 Мая 1829 г. Ровно через год 20 Мая 1829 г. Хэстингс был перезахоронен на острове Порос.

Современники о Хэстинге

Английский генерал Charles George Gordon, участник войны и написавший ее историю, сказал о Хэстингсе : «Если и был бескорыстный и действительно полезный филэллин то это был Хэстингс. Он не получал жалования и вся его энергия была направлена на то, чтобы держать на плаву „Картериа“. Его корабль был также единственным на греческом флоте, где поддерживалась дисциплина» Гордон был генералом сомнительной славы, проводил в Греции политику английской дипломатии и его оценку как англичанина можно было бы посчитать необъективной. Вот что пишет французский адмирал Jurien de la Graviere, не забыв и о франко-британском антагонизме: «Под командованием опытного и бесстрашного капитана Хэстингса „Картериа“ принесла Греции больше славы, чем построенный в США дорогостоящий роскошный фрегат „Ellas“ (греч .) хотя Хэстингсу не удалось затмить славу капитанов греческих брандеров» .Хэстингс вероятно — самый популярный, после Байрона, филэллин.

Память

Именем капитана Хэстингса были названы:

  • Эсминец D-14 типа HUNT-II, бывший британский HMS Catterick (L81). Передан ВМФ Греции в 1946 году. Участвовал в греческой гражданской войне 1946-49 гг. Был возвращён Британии в 1963 году
  • Канонерская лодка, построенная в 1833 году на базе ВМФ Греции на острове Порос. Оставалась в составе флота до 1853 года.

Источники

  • ???????? ????????,"??????? ??? 21", ??????? ,1971.



Поделиться: