Популярные
На фото Франкино Гафури

Франкино Гафури

итальянский теоретик музыки и композитор
Биография

Биография

Изучал теологию и был певчим в бенедиктинском монастыре родного города, там же был рукоположен в священники в 1473 или 1474 году. В 1474-75 годах жил в Мантуе. В 1476-77 годах преподавал музыку в Вероне и Генуе. С 1478 жил в разных городах Италии, служил капельмейстером в соборах Неаполя, Бергамо, с 1484 капельмейстер кафедрального собора в Милане. Профессор музыки Миланского университета (1497; сам себя гордо именовал Regius musicus). Оставался в Милане и после завоевания города французами в 1500. Ранее предполагалось, что на «Портрете музыканта», который иногда приписывают Леонардо да Винчи, изображен Гафури. Ныне это предположение оспаривается.

Музыкально-теоретическое учение

В начале научной деятельности испытал сильное влияние Боэция, также хорошо знал Маркетто Падуанского (собственноручно переписал его трактат «Lucidarium»), Франко Кёльнского, Иоанна де Муриса, Уголино из Орвието. В трактате «Музыкальная практика» очевидно влияние Иоанна Тинкториса, вплоть до копирования его нотных примеров. Под влиянием передовых гуманистов в Милане в 1490-х годах стремился освоить оригинальные трактаты греческих философов и музыкантов. Не зная греческого языка, заказывал переводы. В позднем трактате «Труд о гармонии музыкальных инструментов» ощутимо влияние гармоники Птолемея; в частности, опираясь на Птолемея, он впервые дал описание синтонической (напряжённой) диатоники.

Более 20 лет состоял в полемической переписке с болонским учёным Джованни Спатаро (1458-1541). Эта грандиозная полемика, начавшаяся вокруг критики в трактатах Гафури учителя Спатаро Рамоса де Парехи и расширившаяся затем далеко за пределы теории Рамоса, нашла отражение в трёх трактатах Гафури («Апология», «Первое послание» и «Второе послание») и двух трактатах Спатаро.

Трактаты и переводы

  • Theoricum opus musice discipline («Теоретический труд о предмете музыки», издан в Неаполе, 1480);
  • Theorica musicae («Музыкальная теория»; издан в Милане, 1492); англ. перевод: W.K. Kreyszig (New Haven, CT, 1993);
  • Tractato vulgare del canto figurato («Трактат о многоголосной музыке, на итальянском языке», издан в Милане, 1492); напечатан под именем его ученика Франческо Казы (Caza); представляет собой сокращённую итальянскую версию 2-й кн. трактата «Музыкальая практика»; нем. перевод: J. Wolf (Berlin, 1922);
  • Practica musice («Музыкальная практика», издан в Милане, 1496); англ. перевод: Clement A. Miller, в кн.: Musicological Studies and Documents, XX (1969); издание и англ. перевод: I. Young (Madison, WI, 1969);
  • Angelicum ac divinum opus musice («Ангельское и божественное назначение музыки»; издан в Милане, 1508), на итальянском языке, в основе — трактат «Музыкальная практика»;
  • De harmonia musicorum instrumentorum opus («Труд о гармонии музыкальных инструментов», издан в Милане, 1518);
  • Apologia... adversus Joannem Spatarium et complices musicos bononienses («Апология против Джованни Спатаро и его сторонников, болонских музыкантов», издана в Турине, 1520);
  • Epistula prima in solutiones obiectorum Io. Vaginarii Bononien. («Первое послание — ответ на возражения болонца Джованни Ваджинарио», издано в Милане, 1521);
  • Epistula secunda apologetica («Второе апологетическое послание», издано в Милане, 1521)
  • Extractus parvus musicae, («Краткий конспект учения о музыке», ок.1474); ed. F.A. Gallo (Bologna, 1969);
  • Tractatus brevis cantus plani («Краткий трактат о плавном пении», ок.1474);
  • Theorie musice tractatus (Трактат по теории музыки, ок.1479); ранняя, рукописная редакция трактата «Theoricum opus musice»;
  • Musices practicabilis libellum («Книжечка о музыкальной практике», 1480), ранняя, рукописная редакция 2-й книги трактата «Музыкальная практика»;
  • Tractatus practicabilium proportionum («Трактат об употребительных числовых отношениях», ок.1482), ранняя, рукописная редакция 4-й книги трактата «Practica musice»;
  • Micrologus vulgaris cantus plani («Микролог о плавном пении, на итальянском языке», ок.1482);
  • Liber primus musices practicabilis («Книга первая музыкальной практики», 1487); ранняя, рукописная версия кн.1 трактата «Музыкальная практика»;
  • Glossemata quaedam super nonnullas partes theoricae Johannis de Muris («Некоторые глоссы к отделам музыкальной теории Иоанна де Муриса», 1499).
Поделиться: