Будущий композитор родился в семье крупного человека. Мать — прекрасная женщина — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В.А Моцартом, Р.Шуманом, Ф.Шубертом, Фредериком Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Рикардо Виньеса и композитора Шарля Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству Клода Дебюсси, Мориса Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Ф. Стравинскому и Эрику Сати.
Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной сцене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой оглушительный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью.
Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской рапсодией создает вокальный цикл Бестиарий (на стихи Гийом Аполлинера), Кокарды (на стихи Жана Кокто); фортепианные пьесы Вечные движения, Прогулки; хореографический концерт для фортепиано с оркестром Утренняя серенада; балет с пением Лани, поставленный в 1924 году в антрепризе Сергея Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей:
Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:
Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка. В годы 2-й мировой войны участвовал в движении Сопротивления.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие их которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по — настоящему открылся щедрый дар Пуленка — мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением человеческой души. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
Пуленк вошёл в историю музыки как участник творческого содружества „Шестёрка“. В Шестёрке — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой.
Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе „Шести“ является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя: