Родился в Байонне, осиротел в возрасте 9 лет, вырос в семье деда — торговца-экспортёра. В семнадцать лет ушёл из школы и всерьёз занялся торговлей на фирме деда, на практике изучив условия тогдашней внешней торговли в первое десятилетие по завершении Наполеоновских войн. В этот период государственное вмешательство в торговлю было максимальным, внешний оборот сократился, многие торговцы попросту ушли с рынка, оставив без работы приказчиков, моряков и портовых рабочих.
Когда Фредерику было 25, дед умер, оставив ему всё состояние; Бастиа передал дело в управление наёмному управляющему и занялся образованием и научными поисками. Его товарищем по обучению и наукам был Феликс Кудрю (Felix Coudroy); в беседах и спорах с ним Бастиа формулировал основные положения своей теории. Некогда ярый социалист, под влиянием Бастиа Кудрю стал экономистом-либералом, сторонником свободного рынка.
Первая печатная работа Бастиа датирована 1834 годом и посвящена купцам Бордо и Гавра, которые требовали отмены пошлин на ввоз сельскохозяйственной продукции и одновременно их повышения — на промышленные товары. Доказывая всеобщую выгоду от полной отмены пошлин, Бастиа заявил свой впоследствии знаменитый лозунг: «Вы требуете благ для избранных. Я — благосостояния для всех».
Труды Бастиа принесли ему успех лишь в 1844, когда он послал памфлет «О влиянии английских и французских пошлин» в ведущий французский журнал, Journal des Economistes. Статью напечатали в октябре 1844. Бастиа стал знаменит среди французских и английских деловых кругов, добивавшихся свободы торговли, и был широко востребован как публичный оратор в академической и деловой среде. В 1846 он стал членом-корреспондентом французской Академии, в 1848 — был избран в национальное собрание Франции, однако из-за тяжелой формы туберкулёза к этому времени уже не мог выступать на публике. Основные работы Бастиа были обработаны им и выпущены в свет в 1850; в декабре того же года он скончался от туберкулёза.
Бастиа создавал свои работы в преддверии и непосредственно во время революций 1848—1849. Одновременно с ним заявил о себе Карл Маркс. Однако позиции двух экономистов были диаметрально противоположны.
Бастиа доказывал, что накопление капитала ведёт к обогащению наёмных работников: за повышением производительности труда следует рост реальных доходов рабочих, как за счёт роста оплаты труда, так и за счёт удешевления продуктов, которые производят и потребляют рабочие. Одновременно с ростом капитала снижается и его цена, тем самым ускоряя развитие экономики. Таким образом, интересы и капиталистов, и рабочих совпадают — как минимум, в требовании свободной торговли и ограничения государственного вмешательства. Капитал, по утверждению Бастиа, всегда работает на интересы людей, которые им не владеют — то есть, на интересы потребителей. Поэтому для Бастиа экономика — это прежде всего точка зрения потребителя: «любые явления в экономике следует оценивать с точки зрения потребителя». Банкиры контролируют конкретные адреса, куда течёт капитал, но генеральное направление инвестиций определяется именно массой потребителей. Вмешательство государства в практику частных капитальных вложений искажает волю потребителей и приводит к неэффективному, замедленному, развитию.
Бастиа знаменит примерами-притчами, пояснявшими его работы, и вошедшими в учебный аппарат современных курсов экономики.
Впервые изложена в «Экономических софизмах» (1845). Постройка железной дороги между двумя странами облегчает проникновение конкурентоспособных продуктов из-за рубежа, и в итоге снижает цены. Потребители, бесспорно, выигрывают. Производители — требуют ограничения внешней торговли, например, в виде таможенных пошлин. Государство идёт им на встречу, так что в итоге уровень цен поднимается — как минимум, до уровня «до железных дорог».
Впервые изложена в памфлете «Что видно и чего не видно» (1850). Мальчик разбил окно в булочной. Булочнику пришлось нанять стекольщика. Уничтожение ценностей породило спрос на услуги стекольщика. Это то, что видно каждому стороннему наблюдателю - стекольщик стал богаче.
Однако если рассматривать систему в более широком виде, то те деньги, что булочник потратил на новое стекло он не смог потратить иным способом - например на новые сапоги. Сапожник, оставшийся без денег - это то, чего не видно.
Если взять систему в целом, то при неразбитом стекле у булочника были бы и стекло, и сапоги, а в случае разбитого — только стекло. Таким образом, общество в целом потеряло стоимость стекла, что и является невидимым результатом любого разрушения.
В реальной жизни роль мальчика выполняет государство (поскольку запрещение равно разрушению), а стекольщика — группы предпринимателей, влияющих на государственную политику (см. лоббизм).