В польском местечке Желязова Воля 22 февраля 1810 года в семье Шопенов родился мальчик, получивший имя Фредерик. Отец будущего композитора, Николя Шопен, француз из Лотарингии, переехал в Польшу еще в молодости. Он принимал активное участие в восстании Костюшко и даже получил звание капитана. Восстание было разгромлено, но Николя Шопен все же остался в полюбившейся ему Польше. Обладая широким кругозором и неплохим образованием, он принял решение заняться педагогикой и так преуспел, что вскоре стал считаться одним из самых талантливых педагогов в Варшаве. Популярность Николя Шопена была столь велика, что в 1802 году граф Скарбка пригласил его как воспитателя своих детей на полный пансион в свое родовое имение.
Французу-учителю нравилось жить в графском имении, а в 1806 году дальняя родственница графа, Юстина Кшижановская, оценила его не только как воспитателя, дав согласие на брак. Сама Юстина обладала невероятной музыкальностью, прекрасно играла на фортепиано и замечательно пела. Именно матери маленький Фредерик был обязан интересом и любовью к музыке и, в частности, к народным мелодиям.
У Фредерика было три сестры, и все дети в семье Шопенов были оделены любовью. Особо близким другом стала для будущего композитора старшая сестра, Людвика. Дети обладали многими талантами. Вполне возможно, что если бы Эмилия не умерла слишком рано – она прославила бы семью Шопенов и на литературном поприще.
Вскоре после рождения сына Шопены переселяется в Варшаву, где Николя Шопен получает место учителя французского в лицее. Шло время, и в пять лет Фредерик, благодаря заботам своей сестры Людвики и, конечно же, матери уже легко исполнял на фортепиано простые пьесы. Видя способности ребенка, родители предприняли определенные шаги, и Фредерик начал заниматься с одним из известнейших в Варшаве музыкантов, Войцехом Живным. Опытный воспитатель и одаренный педадог, Живный нашел к ученику правильный подход и привил Фредерику любовь к классической музыке – а особенно к сочинениям Иоганна Себастьяна Баха. Говорят, что клавирные произведения Баха постоянно лежали на рабочем столе композитора Шопена.
Впервые Шопен выступил перед публикой в Варшаве, в возрасте семи лет. Варшава по достоинству оценила игру юного исполнителя, и Фредерик стал популярен. На этот же период приходится издание одного из самых первых сочинений Шопена – полонеза соль-минор для фортепиано.
Талант юного музыканта рос и развивался. В двенадцать лет Фредерик Шопен ни в чем не уступал даже лучшим и опытнейшим пианистам Польши. Войцех Живный познал высшую радость учителя – он отказался обучать юного виртуоза, заявив, что Фредерик уже превзошел своего педагога. Наряду с музыкальным образованием Шопен получил и отличное общее образование. Он свободно владел немецким и французским языками, много читал. Большой интерес у него вызывала история Польши. В тринадцать лет Фредерик поступил в лицей и с успехом закончил его в шестнадцать. Юноша прекрасно рисовал – правда, особый дар у него был к карикатурам. Отличался он и актерским дарованием. Одно время его учителя даже считали, что он пойдет именно по этому пути.
Окончив лицей, Шопен поступает в высшую варшавскую школу музыки. Довольно быстро его руководитель, Иосиф Эльснер, понимает, что Шопен является не просто талантливым музыкантом – а гением в музыке. Эльснер так и написал о юном музыканте в своих заметках: «Проявляет изумительные способности. Несомненно, он – музыкальный гений». В это время уже никто не спорит, что Шопен – лучший пианист Польши. Но, кроме того, достигает высот и композиторский талант Фредерика. Свидетельством тому служат два фортепианных концерта, сочиненные Шопеном в девятнадцать лет. До сих пор эти концерты – любимые произведения пианистов всего мира.
В 1829 году Фредерик Шопен знакомится с Констанцией Гладковской – юной певицей, обучавшейся в консерватории Варшавы. Констанция стала первой любовью композитора. Под влиянием этой юношеской любви Шопен создал возможно лучшую свою песню «Желание».
Летом того же года Шопен отправляется на гастроли в Вену, где выступает с огромным и неизменным успехом. После этой поездки родные и друзья композитора настаивают на длительном концертном турне, но Шопен не решается на это. Его мучают плохие предчувствия – как будто он покидает свою родину навсегда. И все же год спустя Фредерик отправляется в длительную поездку. Он не обманулся в своих предчувствиях. На прощание друзья подарили композитору кубок с польской землей, чтобы он помнил о родине. Подарок этот оказался судьбоносным – Шопен более не вернулся в Польшу.
Памятуя о хорошем приеме, оказанном ему в Вене, Шопен решает начать свои концерты именно с этого города. Но все хлопоты прошли даром – самостоятельный концерт он дать не сумел, а издатели музыки брались опубликовать его произведения лишь бесплатно. В Вене он получает весточку с родины: в Варшаве произошло восстание польских патриотов за независимость от России. Шопен принимает решение о возвращении в Польшу, думая, что отец и друзья наверняка среди восставших. Но ему приходят письма с советами возвращаться – близкие боятся, что музыканта будут преследовать. Шопен подчиняется обстоятельствам и направляется в Париж. Уже в дороге композитор узнает о разгроме восстания и о том, что сотни поляков заключены в тюрьму, а бесчисленное их множество сослано.
В Париж Шопен прибывает осенью 1831 года. Он прожил во Франции всю оставшуюся жизнь, но так и не сумел признать ее своей второй родиной. Шопен навсегда остался поляком – не только в творчестве, но и в привязанностях. Позже он завещал доставить после смерти свое сердце в Польшу.
Подобно Моцарту и Бетховену, покорившим Вену, Шопен быстро завоевал Париж – но, правда, как пианист. Слушателей поражало его своеобразное и необычное исполнение. Надо отметить, что в те времена Париж был столицей искусств, и музыканты из разных стран буквально наводняли его. Немало было во Франции и пианистов-виртуозов. Особенной популярностью пользовались Гиллер, Герц, Калькбреннер, игра которых была технически совершенна и ошеломляла публику четкостью и блеском. А вот первое выступление Шопена покорило слушателей отнюдь не техникой, но одухотворенностью и поэтичностью. На этом концерте присутствовал и Ференц Лист, венгерский музыкант, тоже только начинавший свою карьеру. Позже Лист стал другом Шопена.
На своих концертах композитор, в основном, исполнял собственные сочинения – концертные рондо, этюды, ноктюрны и мазурки. Но в особое восхищение публику привели вариации Шопена на тему моцартовской оперы «Дон Жуан». Немецкий музыкальный критик и композитор Роберт Шуман был в совершенном восхищении и так описал свои впечатления: «Господа, долой шапки! Мы видим перед собой гения!» Но признание публики мало что принесло Шопену – музыкальные издатели были готовы опубликовать любые его произведения, но, увы, бесплатно. Доходов от этих изданий композитор не получал никаких и, для того, чтобы свести концы с концами, начал давать уроки. При этом занимался он с учениками более шести часов в день. Работа отнимала у Шопена драгоценное время и силы, хотя и позволяла сносно существовать. Даже позже, уже являясь композитором с мировой славой, Фредерик продолжал учить музыке – иначе его ждала жизнь в бедности.
Исполнительское мастерство Шопена принесло ему не только популярность, но и друзей. Он часто встречался с Листом, с французским композитором Берлиозом, французским художником Делакруа, немецким поэтом Гейне. Но самую большую радость Шопену доставляло общение с гостями из родной Польши. Ради такого гостя он готов был прервать рабочий день и отменить важную встречу. Его интересовало все, что происходило на родине и, конечно же, жизнь друзей и родных. Адам Мицкевич, польский поэт, также находившийся в Париже, прекрасно понимал тоску Шопена по родине. Они могли говорить о Польше часами, и часами Мицкевич слушал игру Шопена. Поэт сыграл значительную роль в творчестве Шопена своим драматическим «Конрадом Валленродом» –под впечатлением этого произведения композитор написал Первую балладу. Вторая баллада Шопена тоже тесно связана с поэзией Адама Мицкевича.
Собственную семью Шопену так и не удалось создать. Попытка сватовства к дочери богатого польского вельможи Водзиньского, Марии, окончилась провалом. Пан Водзиньский и его жена не захотели доверить свое дитя человеку пусть и всемирно известному, но музыканту, который добывал деньги собственным трудом.
Шопену не были чужды и развлечения – в Париже считалось честью попасть к нему на музыкальный вечер. В основном, гостем Шопена можно было стать лишь по рекомендации кого-то из друзей, и однажды Ференц Лист привел на такой вечер Аврору Дюдеван, знаменитую писательницу, публикующуюся под именем Жорж Санд. Об отношениях Жорж Санд и Шопена достоверной информации немного, но именно с ней композитор связал жизнь на долгие годы. Этот союз был далеко не однозначен. Если сама Жорж Санд в разговорах с друзьями изображала себя ангелом-хранителем композитора и заявляла, что пожертвовала всем ради заботы о нем, то после смерти Шопена очень многие напрямую обвиняли писательницу в том, что именно она свела композитора в могилу. Ближайший друг Шопена, Войцех Гжимала, говорил, что Жорж Санд отравила Фредерику жизнь. Ференц Лист в своей книге также высказывал недвусмысленные упреки подруге композитора, а ученик Шопена Вильгельм Ленц именовал писательницу «ядовитым растением».
С годами композитор целиком отдает себя творчеству, все реже давая концерты. Он пишет баллады, сонаты, новую серию этюдов и столь любимые им полонезы и мазурки. Но вместе с лирическими светлыми пьесами появляются произведения, полные трагизма и драматической глубины. Вершиной романтического искусства в польской и мировой музыке считается Вторая соната, завершающаяся похоронным маршем. Сам Шопен считал эту часть Второй сонаты эмоциональным финалом и драматическим завершением развития образов.
Для композитора жизнь в Париже складывалась, возможно, не совсем удачно для него самого, но зато исключительно благоприятно для его творчества. Талант Шопена был в зените. Музыкальные издательства готовы публиковать его произведения и даже платить, честью считается брать у Шопена уроки музыки, но слушать его виртуозную игру доступно лишь немногим избранным счастливчикам. Но судьба уготовила композитору несколько смертельных ударов. Вначале умирает Ян Матушиньский, близкий друг Шопена, а затем отец, которого Шопен горячо любил. Следующий удар судьбы сделал композитора одиноким – он поссорился до полного разрыва с Жорж Санд. У Шопена обостряется болезнь легких, и два последних года жизни он практически не пишет музыку. Безденежье принуждает его принять приглашение друзей и отправиться в Лондон. Там смертельно больной композитор дает публичные концерты и уроки музыки.
Поначалу прекрасный прием в Англии вселяет в Шопена бодрость, но сырой лондонский климат губительно действует на его здоровье, и состояние композитора ухудшается. Его мрачное настроение прекрасно передают письма друзьям из Лондона. Шопен пишет, что радость ушла, и он перестал чувствовать жизнь, а лишь ждет, когда все это кончится. И действительно, жизнь композитора в Англии способна была утомить и здорового человека – светские развлечения, встречи, пустые, бессодержательные разговоры оказали на Шопена крайне угнетающее влияние.
Шопен никогда не забывал о родине, о чем говорит хотя бы тот факт, что именно в пользу эмигрантов из Польши композитор дал последний концерт в Лондоне, ставший последним и в его жизни. Он возвращается в Париж и сочиняет мазурку фа-минор, но сыграть ее уже не может – только записывает ноты. Узнав о состоянии брата, из Польши приезжает Людвика, его старшая сестра. Шопен умер на ее руках 5 октября 1849 года.
Весь Париж явился на похороны Фредерика Шопена. Звучал горячо любимый им Реквием Моцарта, звучали собственные сочинения Шопена и, конечно же, похоронный марш, завершающий сонату си-бемоль минор для фортепиано. Во время похорон друзья Шопена принесли на могилу бережно хранимый композитором кубок с землей из родной Польши. Его сердце, согласно завещанию, совершило путешествие на родину и поныне хранится в Варшаве в костеле святого Креста.