Популярные
На фото Фрэнсис Фармер

Фрэнсис Фармер

американская актриса
Дата рождения:
1913-09-19
Дата смерти:
1970-08-01
Биография

Биография

Юные годы

Фрэнсис Фармер родилась в Сиэтле 19 сентября 1913(19130919) года в семье Эрнеста Мелвина Фармера и Лиллиан Ван Орнум Фармер. Фрэнсис с детства была одарённым ребёнком и ещё обучаясь в школе стала лауреатом конкурса сочинений, за что получила премию в размере $100. В середине 1930-х годов, будучи ещё студенткой драматического отделения Вашингтонского университета, Фармер неоднократно принимала участие в различных студенческих театральных постановках, среди которых «Елена Троянская» и «Дядя Ваня». В 1935 году она вновь привлекла к себе внимание, выиграв студенческий конкурс в газете «The Voice of Action». Призом стала поездка в Советский Союз и, несмотря на протесты матери, Фармер всё же отправилась в поездку с желанием посетить МХАТ. После этого Фармер неоднократно подвергалась нападкам и обвинениям в симпатии к коммунизму и атеизму.

Начало карьеры

Летом 1935 года, после возвращения из СССР, Фрэнсис решила серьёзно заняться актёрской карьерой и для этого перебралась в Нью-Йорк. Там она познакомилась с агентом из Paramount Pictures, который вскоре устроил ей тестирование на студии. Фармер удачно показала себя на пробах, и ей был предложен семилетний контракт, подписав который Фармер отправилась в Голливуд. Её кинодебют состоялся в 1936 году в картине «Слишком много родителей», на съёмках которой она познакомилась со своим будущим мужем актёром Лейфом Эриксоном, за которого в том же году вышла замуж.

К концу 1936 на экраны вышел фильм «Ритм на кручах», где Фармер снималась вместе с Бингом Кросби, а также картина «Приди и возьми это», в которую Фармер попала благодаря продюсеру Самуэлю Голдуину. Все эти киноработы принесли начинающей актрисе большую популярность и публика приняла её как новую кинозвезду.

Несмотря на это Фармер не была полностью удовлетворена своей карьерой. Ей казалось, что студия Paramount Pictures специально навязывает ей свои роли и всегда отказывает ей в собственном выборе, пытаясь подавить её становление как успешной кинозвезды. На всё это Фрэнсис реагировала очень бурно, часто вступала в конфликты с продюсерами, пытаясь отстоять свою точку зрения. Она отказывалась посещать голливудские вечеринки и почти не контактировала с другими звёздами. В прессе тех лет информации о Фармер почти не было, и лишь изредка появлялись колкие статьи, в которых актрису обвиняли в безвкусном и старомодном выборе одежды.

Мятежная звезда

В 1937 году, надеясь повысить свою репутацию в качестве серьёзной актрисы, она покинула Голливуд и отправилась на восточный берег с целью принять участие в летних театральных постановках. Там Фрэнсис привлекла к себе внимание режиссёра Гарольда Клурмана и драматурга Клиффорда Одетса, которые пригласили её в местную театральную группу, где Фармер вскоре появилась в постановке «Золотой мальчик». Её игра сначала совершенно не впечатлила публику, а журнал «Time» и вовсе заявил, что эта роль не для неё. Несмотря на это постановка стала крупным театральным хитом, а после начала турне в 1938 году, критики от Вашингтона до Чикаго давали восторженные отзывы.

За время сотрудничества Фрэнсис Фармер и Клиффорда Одетса у них начался роман, несмотря на то, что Одетс был женат на Луизе Райнер, и у Фармер был муж. После того как они расстались, а театральная группа выбрала другую актрису для выступлений в Лондоне, Фармер решила, что её предали, а всё предыдущее время просто использовали, чтобы сделать постановку успешной. Фармер вновь вернулась в Голливуд на Paramount Pictures, где по контракту в течение трёх месяцев каждого года должна была сниматься в кино. В остальное время, свободное от киносъёмок, она продолжала периодически играть в театре, но последующие её два появления на Бродвее не имели большого успеха.

Начиная с 1939 года, из-за её капризного поведения на работе и участившегося алкоголизма, её репутация стала сильно падать. Фармер всё же по-прежнему часто предлагали хорошие роли, но когда дело доходило до съёмок, и актриса проявляла свой нетерпимый характер, продюсеры отказывались от неё. Фрэнсис перестала появляться в главных ролях, а в 1942 Paramount Pictures и вовсе разорвал с ней контракт. Вдобавок ко всему в том же году распался её брак с Лейфом Эриксоном.

Арест и госпитализации

19 октября 1942 года полиция Санта-Моники задержала Фрэнсис Фармер за езду в нетрезвом виде, а также за последовавшее оскорбление правоохранительных органов. Она была на сутки взята под арест, а затем приговорена к штрафу в $500 и 180-дневному тюремному заключению. Фармер тут же заплатила $250 и была условно освобождена.

К январю 1943 Фрэнсис так и не заплатила оставшуюся часть штрафа, а вдобавок на неё поступила жалоба от парикмахера киностудии, согласно которой актриса выбила ему челюсть. Эти действия привели к тому, что актриса вновь оказалась под арестом. Во время судебного слушания на следующее утро после ареста Фармер обвинила полицию в нарушении её гражданских прав, запустила в судью чернильницу и потребовала адвоката. Её немедленно приговорили к тюремному заключению в 180 дней и под крики и нападки на полицейских вынесли из зала. Это всё не прошло незамеченным и стало главной новостью в прессе. В тюрьме Фармер пробыла недолго и вскоре, благодаря её свояченице, работавшей депутатом в местном округе, была переведена в Центральный госпиталь Лос-Анджелеса, где у неё диагностировали маниакально-депрессивный психоз.

Во время её обследования в санатории Кимбол в Сан-Фернандо, Фармер был поставлен диагноз шизофрения и применена шоковая инсулиновая терапия, на что её семья не давала согласия. Спустя девять месяцев, проведённых в санатории, Фрэнсис удалось оттуда бежать и, преодолев путь в 32 км, она добралась до дома своей сестры. После того как мать Фрэнсис узнала о применённых к дочери процедурах, она приехала в Лос-Анджелес и начала долгую юридическую борьбу с целью получить полное опекунство над ней. Хотя психиатры настаивали на продолжении лечения, Лиллиан Фармер удалось выиграть в этом деле, и в сентябре 1943 года она с дочерью вернулась в Сиэтл.

Но это не стало выходом из ситуации, и в течение шести месяцев, проведённых в родительском доме, Фармер постоянно проявляла агрессию в отношении матери, и ей пришлось вновь упрятать дочь в одну из клиник в штате Вашингтон. Там к Фрэнсис применялась электросудорожная терапия, и по истечении трёх месяцев она была признана полностью вылечившейся. Спустя некоторое время Фармер отправилась с отцом в город Рино в штате Невада, чтобы повидаться с тётей. Но во время этой поездки сбежала и, после длительных путешествий на попутках, была арестована за бродяжничество в калифорнийском городе Антиох.

В мае 1945 по рекомендации матери Фрэнсис снова отправили в клинику, где она провела последующие пять лет. Последний врач-психиатр, лечивший Фрэнсис — Уолтер Фримен, проводивший свои опыты в лечебнице, где находилась актриса. Хирург провел транслоботомию, воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно поменялось.

В марте 1950 года Фармер покинула клинику и под опекой матери вернулась в Сиэтл. Там она устроилась в прачечную в отеле «Олимпик», том же месте, где в 1936 её чествовали на мировой премьере фильма «Приди и возьми это». В 1953 году, по истечении 10 лет после ареста, Фрэнсис Фармер была восстановлена в своих гражданских правах.


Последние годы жизни

В 1951 Фрэнсис вышла замуж за Альфреда Х. Лобли и переселилась в калифорнийский город Эврика, где в течение трёх лет анонимно жила и работала секретарём на фотостудии.

В 1957 году она познакомилась с телевизионным промоутером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым вскоре уехала в Сан-Франциско. Там она вновь подогрела к себе интерес публики и спустя год вернулась на театральную сцену. В 1958 году она развелась с Лобли и вышла замуж за Майкселла. В том же году Фармер появилась в эпизодах нескольких телесериалов, в том числе в «Студии один» и «Театре 90», и исполнила свою последнюю роль в кино, снявшись в картине Paramount Pictures «Кайфолом». В 1958 году на телевидении стартовало её собственное шоу «Фрэнсис Фармер представляет», которое имело большой успех и долгое время сохраняло одну из первых позиций на телеэкранах. Тем не менее, к 1964 году, после развода с Майкселлом, её поведение вновь стало неуправляемым, и её шоу было закрыто, завершив тем самым её карьеру на телевидении. Фармер опять вернулась в театр, но год спустя, после очередного ареста за езду в нетрезвом виде, Фармер завязала с актёрской карьерой навсегда. После этого она пыталась начать собственный бизнес вместе с другом Джином Рэдклифом, но из-за проблем с законом лицензию так и не получила.

Последние годы жизни Фрэнсис Фармер провела одна, почти забытая. Она скончалась от рака 1 августа 1970 года в небольшом городке Фишерс в штате Индиана в возрасте 56 лет.

Фрэнсис Фармер в поп-культуре

  • В 1982 году на экраны вышел фильм «Фрэнсис», повествующий о трагической судьбе актрисы. Главную роль в нём исполнила Джессика Лэнг, а Ким Стэнли сыграла в картине её мать. Обе актрисы были номинированы на премию «Оскар»: за лучшую женскую роль, лучшую женскую роль второго плана соответственно.
  • У группы Nirvana есть песня «Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle» (рус. Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу). Вдобавок к этому Курт Кобейн и Кортни Лав были большими поклонниками актрисы, и на их свадьбе Кортни была в платье, ранее принадлежавшем Фармер.
  • Фрэнсис Фармер упоминается в песне «Ugly Little Dreams» британского дуэта Everything but the Girl.
  • Песня «Lobotomy Gets 'Em Home» группы The Men They Couldn't Hang посвящена пребыванию Фрэнсис Фармер в психиатрической клинике.
  • Милен Готье сменила свою фамилию на Фармер в знак уважения к актрисе.

Фильмография

Библиография

  • Agan, Patrick. The Decline and Fall of the Love Goddesses. Pinnacle Books, 1979. ISBN 0523406231.
  • Arnold, William. Shadowland. McGraw-Hill Education. December 1978. ISBN 0070023115.
  • Elliot, Edith Farmer. Look Back in Love. Gemaia Press, 1979. ISBN 0960223215.
  • Farmer, Frances. Will There Really Be a Morning? Allison & Busby, 1973. ISBN 0850311098.
Поделиться: