Популярные
На фото Фридрих Дюрренматт

Фридрих Дюрренматт

швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист
Дата рождения:
1921-01-05
Дата смерти:
1990-12-14
Биография

Ранние годы. Живопись

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что-то то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.

Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом — склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе. Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.

Начало литературной карьеры

В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter». В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Невшателе.

Признание как драматурга

В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы» (1956). «Физики», пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964—1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…


Публицистика

Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим. Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».

Последние годы

В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари — Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Невшателе.

Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.

Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив.

Художественные особенности творчества

Антибуржуазный и антифашистский характер

В некоторых произведениях Дюрренматта (как отмечается в некоторых источниках, «последовательно от произведения к произведению», прослеживается антибуржуазный и антифашистский характер. В частности, в повести «Авария» один из персонажей, адвокат, в суде говорит следующее о своём подзащитном Трапсе:

В последней повести писателя «Подозрение», рассказывающей о деятельности комиссара бернской полиции Берлаха, подчёркивается, что современная Швейцария стала прибежищем бывших фашистов.

Сочинения

Пьесы

  • 1947 — «Ибо сказано» («Es steht geschrieben»)
  • 1948 — «Слепой» («Der Blinde»)
  • 1949 — «Ромул Великий» («Romulus der Grosse»)
  • 1952 — «Брак господина Миссисипи» («Die Ehe des Herrn Mississippi»)
  • 1953 — «Ангел приходит в Вавилон» («Ein Engel kommt nach Babylon»)
  • 1957 — «Визит старой дамы» («Der Besuch der alten Dame»)
  • 1962 — «Физики»
  • 1970 — «Играем Стринберга» («Play Strindberg»)
  • «Titus Andronicus»
  • «Метеор»
  • 1972 — «Сообщники»

Романы

  • 1952 — «Судья и его палач» («Der Richter und sein Henker»)
  • 1953 — «Подозрение» («Der Verdacht»)
  • 1958 — «Обещание», («Das Versprechen»)
  • 1985 — «Правосудие»
  • 1989 — «Ущелье Вверхтормашки» («Durcheinandertal»)

Повести

  • 1955 — «Грек ищет гречанку», («Grieche sucht Griechin»)
  • 1956 — «Авария» («Die Panne (Eine noch m?gliche Geschichte)»)
  • 1971 — «Падение»
  • 1981 — «Лунное затмение» («Mondfinsternis»)
  • 1981 — «Зимняя война в Тибете» («Der Winterkrieg in Tibet»)
  • 1988 — «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями» («Der Auftrag oder vom Beobachten des Beobachters der Beobachter. Novelle in vierundzwanzig S?tzen»)

Публицистика

  • 1973 — «Я ставлю себя позади Израиля»
  • 1976 — «Соответствия»
  • 1990 — «Надежда Канта»

Сборники

  • 1952 — «Город», сборник рассказов
  • 1955 — «Проблемы театра», сборник статей

Другое

  • «Старик», («Der Alte»), проза, 1945 г.
  • «Записки из Америки», («S?tze aus Amerika»), эссе, 1970 г.
  • «Шахматист».
  • «Тоннель» («Der Tunnel»).
  • «Сын».
  • «Двойник».
  • «Портрет планеты».
  • «Пилат»
  • «Город» (незаконченный роман)
  • «Сведения о состоянии печати в каменном веке»
  • «Собака»
  • «Из записок охранника»
  • «Остановка в небольшом городе»
  • «Мистер Ч. в отпуске»
  • «Смити»
  • «Смерть пифии»
  • «Бунтовщик»
  • «Минотавр»

Экранизации

  • «Это случилось при свете дня» — режиссёр Ладислао Вайда, 1958.
  • «Визит» — режиссёр Бернхард Викки, 1964.
  • «Последнее дело комиссара Берлаха» — режиссер Василий Левин, 1972.
  • «Авария» — режиссер Витаутас Жалакявичус, 1975.
  • «Судья и его палач» — режиссёр Максимилиан Шелл, 1975.
  • «Физики» — режиссёр Олег Рябоконь, 1988.
  • «Визит дамы» — режиссёр Михаил Козаков, 1989.
  • «Обещание» — режиссёр Шон Пенн, 2001.

Произведения на русском языке

  • Комедии. Перевод с немецкого под редакцией К. Богатырева. Послесловие Ю. Архипова. Примечания Э. Красновской. М., Искусство, 1969.
  • ВЗАИМОСВЯЗИ. Эссе об Израиле. Концепция. ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ, в том числе о свободе, равенстве и братстве в иудаизме, христианстве, исламе и марксизме, а также о двух старых мифах. М., Текст, 2009.
Поделиться: