Фудзивара но Митинага был четвёртым или пятым сыном регента Фудзивары но Канэиэ и его жены Токихимэ, дочери Фудзивары но Накамасы. Двое из его братьев были регентами, две сестры — императрицами. Как младший из братьев, Митинага не играл видной роли при дворе до 995 года, когда от болезней скончались два его старших брата, Мититака и Митиканэ. После этого завязалась борьба между Митинагой и Фудзиварой но Корэтикой, сыном Мититаки, из которой первый вышел победителем. Заняв в 996 году посты левого министра (садайдзин) и императорского секретаря (найран) и будучи братом Сэнси, матери царствующего императора Итидзё, Митинага стал наиболее влиятельной персоной при дворе.
У императора Итидзё уже была жена, императрица Тэйси (Садако), дочь Мититаки, однако это не остановило Митинагу. Он объявил, что два традиционных титула императрицы, тюгю и кёгё, являются в принципе независимыми и потому могут принадлежать разным особам. Используя свое влияние на Сэнси, Митинага заставил Итидзё жениться повторно, сделав свою дочь второй императрицей, Сёси (Акико). И Корэтика, и Митинага стремились упрочить положение своих ставленниц, делая их окружение как можно более блестящим. Достаточно сказать, что крупнейшие писательницы периода Хэйан Мурасаки Сикибу и Сэй Сёнагон были фрейлинами императриц Сёси и Тэйси, соответственно. В конце 1000 года императрица Тэйси умерла родами, и власть Митинаги стала безраздельной. Хотя он и не занимал официально пост регента при взрослом императоре — кампаку, Митинага фактически единолично правил страной.
После отречения императора Итидзё на престол взошёл император Сандзё. Его матерью была сестра Митинаги, однако она рано умерла, кроме того, Сандзё занял трон, когда ему было уже за тридцать. Как следствие, он был относительно независим от Митинаги и пытался принимать собственные решения. В 1016 году Митинага заставил Сандзё отречься от трона, после чего императором стал восьмилетний Го-итидзё, сын Сёси. С 1016 по 1017 год Митинага занимал пост сэссё, регента при малолетнем императоре. Наследником престола был объявлен старший сын Сандзё, однако Митинага заставил его отречься в пользу другого сына Сёси, который впоследствии и занял трон под именем императора Го-Судзаку. В 1019 году Митинага постригся в буддийские монахи и построил монастырь Ходзёдзи. Пост регента он передал своему сыну, Фудзиваре но Ёримити, которого полностью контролировал.
Митинага оставил дневник, «Мидо кампакуки» (яп. ?????), являющийся одним из важных источников информации о придворной жизни периода Хэйан. С древнеяпонского языка камбун «мидо кампакуки» можно перевести как «Записки канцлера из павильона Мидо». Однако это название появилось в период Эдо (1603—1868 гг.) и является в некоторой степени ошибочным, потому что на протяжении своей карьеры Митинага никогда не занимал должности великого канцлера. «Мидо кампакуки» охватывает период с 998 по 1020 годы, однако в рамках этого периода есть очень важные лакуны: в конце 998, с конца 1000 по 1003, 1014, а записи годов 1019 и 1020 редки и коротки. События тех лет восстанавливают по дневникам Фудзивара Юкинари «Гонки» и Фудзивара Санэсукэ «Сёюки». Описание невиданного могущества Митинага занимает значительное место в известнейших памятниках эпохи Хэйан в жанре «исторического повествования» (рэкиси моногатари), описывающих историю дома Фудзивара: «Великое зерцало» (яп. ?? О:кагами) и «Повесть о расцвете» (яп. ???? Эйга моногатари)
Расцвет эпохи Хэйан стал и началом её упадка. В этой связи целым рядом исследователей отмечается, что времена правления Фудзивара Митинага стали, пожалуй, последним ярким взлётом придворной культуры раннего средневековья в Японии. Во многом, справедливо считать, что могущество дома Фудзивара было подорвано появлением политической практики "инсэй" (правление «отрёкшихся императоров», передававших престол сыновьям, но сохранявших фактическую власть в лице главы буддийской церкви). Усиление крупных феодальных домов и переход власти от столичной аристократии к самурайскому сословию обозначили гибель эпохи