Популярные
На фото Фульберт Шартрский

Фульберт Шартрский

епископ Шартра
Биография

Биография

Учился в Реймсе у Герберта Орильякского. В 1006 году, заняв пост Шатрского епископа, развернул активную административно-культурную деятельность в Шартрском соборе — наладил там регулярное преподавание свободных искусств, с акцентом на математических дисциплинах квадривия. После пожара 1020 года, уничтожившего храм, активно занимался его реконструкцией (в том числе, и как архитектор).

Среди многочисленных учеников Фульберта Беренгар Турский, Сигон (Sigo), Адельман Льежский, Хартвик из Санкт-Эммерама.

Творчество

Фульберт положил начало научной школе Шартра (расцвет в XI-XII веках), с которой связана деятельность выдающихся средневековых философов и теологов. Беренгар сравнивал эту школу с платоновской Академией, а Фульберта почётно именовал «Сократом». При том что сам Фульберт прекрасно владел латынью, а о греческом имел отрывочные сведения (в основном, из римских учебников грамматики и риторики), его ученики познакомились с Аристотелем непосредственно по арабским источникам, опередив в этом ортодоксальную схоластику на целое столетие. Философы этой школы возродили атомизм.

Сохранилась обширная эпистолярия Фульберта, охватывающая начало и конец его карьеры (письма, составленные в 1008-19 годах, потеряны). Среди адресатов Фульберта король Роберт Благочестивый, видные представители светской аристократии и церковные иерархи. Богословские сочинения представлены гомилиями (из них самая известная — на Рождество Богородицы) и трактатом «Против иудеев» (Contra Iudeos). Среди поэтических трудов — более сотни литургических и паралитургических стихотворений, в том числе «Учение о Высшем благе» и два автобиографических.

С именем Фульберта связаны нескольких литургических песнопений (Фульберт считается не только автором текстов, но и музыки), которые были распространены в оригинальном монодическом виде и в виде многоголосных обработок на всей территории средневековой Европы, включая знаменитые Каликстинский кодекс и рукописи «Magnus liber organi»:

  • гимны Chorus novae Jerusalem (на Пасху), Inter patres monastici (святому Мартину), Deus pater piissime (в комплетории на Великий пост);
  • секвенции Sonent regi natu (на Рождество), Aurea personet lyra (дидактическая пьеса в курсе элементарной теории музыки; известны её инструментальные обработки; авторство оспаривается);
  • респонсории Stirps Jesse, Solem justitiae и Ad nutum Domini (приурочены к Рождеству Богородицы) отличаются изысканностью мелизматики, необычностью строения мелодии (нет типичных для респонсория мелодических формул); исполнение их требует от певчего высокого технического мастерства.

Заключительный мелизм респонсория Stirps Jesse (на слова Flos filius ejus) послужил основой (кантус фирмус) органумов (мелизматических и тропированных), мотетов и Benedicamus Domino (заключительное песнопение в службах оффиция) во Франции и Италии вплоть до XV века. В англиканской церкви гимн Фулберта (в английском переводе) Ye choirs of new Jerusalem распевается до сих пор.

Поделиться: