Биография
Карьера
- 1951 год — окончил театроведческий факультет ГИТИСа.
- 1959 — 1966 годы — научный сотрудник Института истории искусств.
- 1970 — 1972 годы — научный сотрудник Института философии АН СССР.
- С 1990 года — действительный член редколлегии журнала «Московский наблюдатель».
- С 1992 года — завкафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета РГГУ.
- С 1993 года — заведующий кафедрой театроведения Российского гуманитарного университета.
Творчество
Вадим Гаевский публикуется с 1954 года. Он автор исследований и статей о балетмейстерах XIX и XX веков: Жюля Перро, Мариуса Петипа, Джоржа Баланчина и Мориса Бежара. Ему также принадлежат работы о знаменитых танцовщиках, таких как Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Марина Семёнова. Предпочитая литературно-критический жанр эссе и свободно ассоциативную манеру изложения, как правило соотносит искусство героев с явлениями мировой культуры .
Гаевский уникален как учёный, человек, благодаря которому следующие поколения узнают историю театра и балета, посланную им через годы и изложенную высокохудожественным слогом. Вадим Моисеевич Гаевский — критик, владеющий уникальным слогом, никогда не пристраивался к политическому климату театра, высказывая своё мнение, которое не совпадало с политикой СМИ. Только его статьи остались в истории вне течения времени. Позиция Гаевского вызывала резкую критику со стороны телевизионных деятелей, например, Виталия Вульфа .
Сочинения
Книги
Избранные статьи
- 1958 — В.М.Гаевский «Джульетта на балетной сцене // «Шекспировский сборник». — М.: 1958.
- 1959 — В.М.Гаевский «Балерина Семёнова». — М.: 1959. — № 1.
- 1962 — В.М.Гаевский «Майя Плисецкая». — М.: 1962. — № 1.
- 1974 — В.М.Гаевский «Страницы Истории» = «Л.Жданов». «Школа Большого Балета». — М.
- 1976 — В.М.Гаевский «Семёнова-Ермолаев-Уланова». — 1976. — № 3.
- 1977 — В.М.Гаевский «Иветт Шовире. Я-балерина (послесловие)». — 1977.
- 1978 — В.М.Гаевский «Парижские сезоны Баланчина». — 1978.
- 1979 — В.М.Гаевский «Майя Плисецкая — вчера и сегодня». — 1979.
- 1984 — В.М.Гаевский «Служение муз» = о постановке Александра Плисецкого «Серенады» Баланчина.. — 1984.
- 1987 —
- 1988 — В.М.Гаевский «Чистый мастер». — Л., 1988.
- 1988 —
- 1989 —
- 1990 — В.М.Гаевский «Прихоть полубога» = «Аполлон Мусагет И.Стравинского». — «Наше наследие», 1990.
- 1990 — В.М.Гаевский «Хрустальный дворец и его архитектор». — 1990. — № 17.
- 1990 — В.М.Гаевский «Дневник Нижинского». — 1990. — № 12.
- 1991 — В.М.Гаевский «Дорога в Гурзуф». — 1991. — № 8.
- 1991 — В.М.Гаевский «Флейта Гамлета» = «Театр на Таганке». — «Союзтеатр» СТД СССР, 1991. — С. 108, 112.
- 1991 — В.М.Гаевский «Флейта Гамлета. Победитель не получает ничего». — «Московский наблюдатель», 1991.
- 1991 — В.М.Гаевский «Охота к перемене мест». — «Московский наблюдатель», 1991. — № 6-7.
- 1991 — В.М.Гаевский «Бег Джульетты». — «Наше наследие», 1991. — № 2.
- 1992 —
- 1993 — В.М.Гаевский «Диана и Актеон или класс Вагановой 20-30-е гг». — «Московский наблюдатель», 1993.
- 1993 — В.М.Гаевский «Хорхе Донн» и «Рудольф Нуреев». — «Московский наблюдатель».
- 1993 — В.М.Гаевский «Второй акт „Жизели“. Метаморфозы одного балета». — «Московский наблюдатель», 1993.
- 1993 — В.М.Гаевский «Тургеневская девушка из ХХI». — «Московский наблюдатель», 1993. — № 10.
- 1994 — В.М.Гаевский «Версальская феерия Чайковского-Петипа „Спящая красавица“. — «Московский наблюдатель», 1994. — № 7-8.
- 1994 — В.М.Гаевский „Серж Лифарь о Дягилеве Портрет и автопортрет“. — 1994. — № 4.
- 1994 — В.М.Гаевский „Баядерка“ Петипа — опыт интерпретации». — «Петербургский театральный журнал», 1994. — № 5.
- 2000 — В.М.Гаевский «Приглашение к танцу» = «Театр Анатолия Эфроса» / Марина Зайонц. — М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2000. — С. 213-224. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87334-041-2
- 2003 —
- 2003 —
- 2004 — В.М.Гаевский «История балета и Л. Д. Блок». — «Наше Наследие», 2004. — № 70.
- 2006 —
- 2006 —
- 2008 —
- 2008 —
Цитаты
О современной передовой критике:
- Известный историк и авторитетный критик театра и балета Вадим Гаевский на вопрос слабого, но амбициозного актера „Где сейчас Марковы и Алперсы?“
ответил:
«Хореографические портреты» — заключительная часть трилогии известного балетного критика. Первые две: «Дивертисмент» и «Дом Петипа» вышли в 1981 и 2000 годах. В книгу вошли статьи и очерки, публиковавшиеся ранее в журналах «Театр», «Свой», «Наше наследие», газетах «Мариинский театр» и «Большой театр». Главы книг — не только исторические зарисовки, но и подробные рецензии на недавние премьеры, и портреты ныне танцующих артистов. В книге выдержан формат трехчастной формы: первая посвящена Сергею Дягилеву, третья — Джорджу Баланчину, а средняя составляет портретную галерею.
В предисловии к этой части автор пишет:
Награды и звания
- 1997 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Библиография