Галахов Николай Николаевич родился 29 мая 1928 года в городе Казань на Волге.
В 1942 году Николай Галахов поступает в Казанское художественное училище, которое оканчивает в 1947 году. В том же году приезжает для продолжения учёбы в Ленинград и поступает на первый курс факультета живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимается у Леонида Овсянникова, Василия Мешкова, Петра Белоусова, Иосифа Серебряного, Юрия Непринцева.
В 1953 году Николай Галахов окончивает институт по мастерской профессора Рудольфа Френца. Дипломная работа — картина «Н. А. Некрасов на Волге» (Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург). В этом же выпуске институт окончили Орест Бетехтин, Леонид Кабачек, Марк Клионский, Иззат Клычев, Борис Котик, Валерия Ларина, Николай Ломакин, Константин Молтенинов, Георгий Песис, Валентин Преображенский, Владимир Селезнев, Петр Смукрович, Павел Уткин, Гарри Френц, Соломон Эпштейн другие известные в будущем художники. Тесное творческое общение и дружба с ними сохранится у Николая Галахова на многие годы.
В 1954—1956 годах Николай Галахов занимается в аспирантуре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Одновременно с осени 1953 года он пишет картины по договорам с Комбинатом живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного Фонда (КЖОИ ЛОХФ).
Первое участие Николая Галахова в большой выставке относится к1949 году. Он показал свою работу на юбилейной выставке художников Татарской АССР, посвященной 30-й годовщине образования республики. В 1951 году студентом он впервые участвует в городской выставке ленинградских художников, представив работу «Здесь будет Куйбышевская ГЭС». С 1954 Галахов неизменно участвовал в городских, республиканских и всесоюзных художественных выставках, на которых он экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Он пишет пейзажи, жанровые и тематические композиции, работает в технике масляной и темперной живописи, пастели, карандашного рисунка. В 1955 году за серию показанных на выставках волжских пейзажей его принимают в члены Ленинградского Союза советских художников.
Ведущее место в творчестве Николая Галахова в 1950-е годы занимает волжский пейзаж, он неоднократно совершает поездки на Волгу, Ветлугу, Вятку для сбора этюдного материала. Об особенностях его живописи этого периода, выдержанной в строгих, почти классических традициях пейзажного жанра, говорят показанные на выставках работы «Пристань на Волге», «Вечер. Камское устье» (обе 1954), «Июль» (1955), «Волжский порт. Вечереет», «Заливные луга на Волге» (обе 1956), «Гроза над Волгой», «На Волге» (обе 1957), «На стройке Куйбышевской ГЭС» (1957), «Осень на Волге» (1957) и другие.
В конце 1950-х годов художник совершает поездки в Сибирь и на Байкал. Их результатом стали не только новые впечатления, воплотившиеся в многочисленных натурных этюдах и картинах «Деревня в Сибири» (1959), «На берегу Байкала» (1960), «У переправы» (1960), «Сибирская деревня» (1960), «Скоро сплав» (1961), «Стройка в Сибири» (1962) и других. Эти путешествия помогли живописцу разнообразить палитру, ощутить пластические и пространственные особенности природы тех или иных мест, дали новый толчок живописным поискам, подготовив к встрече с Карелией, ставшей переломным моментом в его творчестве. Развитие и совершенствование живописной манеры Николая Галахова шло без скачков и шараханий, за счет постепенного накопления опыта и углубленного освоения традиций, обретения большей степени утонченности, достижения целостности образа. При этом его приемы образного воплощения замысла роднят с творчеством Аркадия Рылова. Неизменным для художника остается и последовательное отстаивание принципов картины-пейзажа.
В 60-е годы художник открывает для себя Карелию. Он пишет бесчисленные этюды и картины, посвященные природе и сегодняшнему дню края. Хотя Николай Галахов создает довольно много жанровых картин (среди них «На дорогах Карелии», «Лесопункт Юма в Карелии», «Лесные будни», «Лесные мастера» и другие), основной остается его работа в пейзаже. Особенно привлекают его заповедные уголки северной природы, не затронутые цивилизацией. Художнику удается вдохновенно и поэтично передать её первозданную хрупкую красоту и величавость. Среди известных работ этого периода «Деревня Умба» (1969), «Карелия. Начало зимы» (1973), «Белая ночь в Карелии» (1974), «Северное лето» (1977), «Кемь. Зима наступает» (1978), «Кемь. Старая церковь» (1982), «Северная весна» (1984) и многие другие.
В 1988 году Николай Николаевич Галахов был удостоен почетного звания Заслуженный художник РСФСР. Его персональные выставки были показаны в Ленинграде (1988) и Санкт-Петербурге (2010).
Произведения Николая Галахова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Германии, Франции, США и других странах.