Популярные
На фото Гавриил Горелов

Гавриил Горелов

Горелов
Дата рождения:
1880-03-22
Биография

Биография

Окончил Пензенское художественное училище (1903), учился у К. А. Савицкого, потом в Петербургской Академии художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 г.). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок (1912—1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище.

В 1925—1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др. В 1937—1938 гг. преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (МГАХУ пам. 1905 г.). В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер — от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).

Дети — Ростислав Горелов, Галина Горелова (Азгур) (жена скульптора Заира Азгура), Юрий Горелов.

Автобиография Г. Н. Горелова (с 1880 по 1949 годы)


Критика разных лет и отзывы

Хрущёвская оттепель

В период хрущевской оттепели некоторые работы Горелова начали подвергаться идеологической критике, так советские искусствоведы считали, что его исторические картины, написанные в период Великой Отечественной войны, принижают значение широких народных масс, например, в томе XIII (дополнительном) «Истории русского искусства» (издательство «Наука» 1964) говорилось следующее:

1990-е и 2000-е

В 90-е годы XX века в среде либеральных публицистов и журналистов было распространено мнение о художнике Гаврииле Горелове, как о советском «придворном художнике», например, писатель Владлен Сироткин в своей книге писал так:

Журнал «Weekend» представлял Гавриила Горелова «махровым соцреалистом» и «передвижником старой выучки». В середине 90-х Газета «Коммерсантъ» отмечала такую странную особенность работ Горелова, как совмещение произведения искусства с исторической ценностью, определяя картины его кисти раритетными, однако, в статье «Рождественские скидки на сталинизм» та же газета, на примере работ Горелова, отметила более чем умеренный интерес российской общественности 2000-х годов к советской живописи, одно время издание именовало картину «Сталин и три богатыря» советским официозом и «кунстштюком 50-х годов», а приложение к газете «Коммерсантъ» увидело Гавриила Горелова специалистом по написанию похорон, в то же время «Независимая Газета» определяла Гавриила Горелова, как «очень хорошего художника» и, напротив, называла академический соцреализм популярным в России, приводя в пример «приличного размера холст Гавриила Горелова». «Новая газета» отметила, что Горелов писал портреты передовиков производства и получил за это Сталинскую премию, газета «Известия» в статье о выставке «Большая картина» открытой в Русском Музее в 2004 году обратила внимание на «несколько великолепных картин Гавриила Горелова». В 2010 году газета «Ведомости» характеризовала Горелова «первостатейным соцреалистом».

2010-е

Миллиардер Алексей Ананьев приобрел для музея Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) несколько работ художника.

Интересные факты

  • Владимир Гиляровский в своей книге так описывал картину Горелова «Степан Разин на Волге»:

  • Лев Карохин в своей книге сообщил, что «один из любимых учеников И. Е. Репина художник Гавриил Никитич Горелов, устроил себе творческую мастерскую в одной из сторожевых башен ограды Феодоровского городка».
  • «Государственный Русский Музей» в серии фильмов «Сокровищница Российского искусства. Рассказы о Русском музее» рассказал об некоторых исторических полотнах Гавриила Горелова, также 2 февраля 2006 года в Государственном Русском музее экспонировалась выставка «Оригинальная графика XIX — начала XX века в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова» на который были представлены работы Г. Н. Горелова. В 2010 в «Русском музее», при поддержке ОАО «Северсталь», проходила выставка «Гимн труду. Советское искусство из собрания Русского музея» на которой, в числе других работ, была выставлена работа Г. Н. Горелова «Знатный сталевар завода „Серп и молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой».

Галерея

Живопись

Поделиться: