В 1917—1922 гг. учился в Донской консерватории в Ростове-на-Дону по классам фортепиано и композиции у Матвея Пресмана. В 1922—1930 гг. продолжил образование в Ленинградской консерватории;
- с 1922 по 1930 у Леонида Николаева, Владимира Щербачёва и Максимилиана Штейнберга. Преподавал в Центральном музыкальном техникуме.
Его ранние сочинения (Септет и Первая Симфония) имели сенсационный успех. По таланту его сравнивали с Шостаковичем.
Попов написал довольно много сочинений (более 100), включая 6 симфоний.
Сочинения
- «Grosse Klaviersuite» («Большая сюита») для фортепиано в 4 частях. 18’. Соч.6.
- «Александр Невский» опера в 5-ти актах. Соч.25.
- «Береза и сосна» Поэма для смешанного хора a cappella. Соч.92.
- «Былина про Ленина», вокально-симфоническая поэма для баса или баритона соло, мужского хора и симфонического оркестра (или фортепиано). 19’. Соч.58.
- «Все, чем жизнь желанна и красива», поэма для смешанного хора a cappella. Соч.54.
- «Героическая интермедия» для тенора, хора и симфонического оркестра. Соч.25.
- «Дни весенние», поэма для женского хора a cappella. Слова А. Болонского. Соч.95.
- «Испания», семь миниатюр для большого симфонического оркестра. Соч.28.
- «К победе», героическая увертюра-кантата для солиста (баритон), хора и симфонического оркестра. Соч.25.
- «Казачья шуточная» для хора a cappella. Соч.52.
- «Край наш родной» сюита для хора мальчиков, детского или женского хора a cappella в 3 частях, Соч.50.
- «Мелодия» для виолончели и фортепиано. Соч.35.
- «Москва» праздничный вальс для лирико-колоратурного сопрано и фортепиано. Соч.49.
- «Орлиная семья» лирическое концертино для смешанного хора a cappella. Соч.94bis. Слова Любомира Дмитерко, перевод В.Ревича.
- «Песня» для скрипки и фортепиано. Соч.6bis.
- «Цимлянское море» поэма для смешанного хора a cappella. Соч.64.
- «Эх, да вы, поля» песня для женского хора и солиста (тенор). Соч.56.
- Два лирических стихотворения А. С. Пушкина для голоса и фортепиано (лирический тенор и фортепиано). Соч.22.
- Две детские пьесы для фортепиано. Соч.46bis.
- Две песни-романса для лирического тенора и фортепиано. Соч.48.
- Две пьесы для фортепиано. Соч.1.
- Две сказки для фортепиано. Соч.51.
- Джаз-сюита танцевальная сюита для фортепиано. Соч.5.
- Дивертисмент для Большого симфонического оркестра в 9 миниатюрах, Соч.23 bis. 36’.
- Квартет-симфония для двух скрипок, альта и виолончели в 4 частях. Соч.61.
- Концерт для фортепиано с оркестром. Соч. 24.
- Концерт для виолончели с симфоническим оркестром. Соч.71.
- Концерт для скрипки с оркестром, в 4 частях. Соч. 103/17.
- Концерт-поэма для скрипки и симфонического оркестра. Соч.17.
- Концертино для скрипки и фортепиано. Соч.4.
- Мазурка-каприс для фортепиано. Соч.41.
- Музыка к кинофильмам, радиопостановкам и спектаклям:
- Кинофильмам: «Моя Родина», «Бежин луг» (по Тургеневу), «Чапаев», «Испания», «Танкер „Дербент“», «Первая Конная», «Она защищает Родину», «Фронт», «Великий перелом», «Дети партизана», «Неоконченная повесть», «Казаки» (по Л.Толстому), «Фидель Кастро», «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину);
- Радиопостановкам: «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (по Н. В. Гоголю), «Николас Никльби» (В английской школе), «Чапаев»;
- Спектаклям: «Ночь ошибок» (по Оливеру Голдсмиту), «Братья Карамазовы» (по Достоевскому), «Егор Булычев и другие» (по Горькому).
- Пять терских казачьих хоров Соч.93.
- Пять хоров к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина для женского, мужского и смешанного хоров. Соч.101.
- Септет (камерная симфония) для Fl, Cl, Fg, tr-be, v-no, cello, c-basso в 4 частях. Соч.2. 34’.
- Серенада для духового оркестра. Соч.26.
- Симфоническая ария памяти А. Н. Толстого для виолончели и струнного оркестра. 17’. Соч.43.
- Симфоническая сюита № 1 в 5 частях. Соч.14. 18’.
- Симфония № 4 «Слава Отчизне» для четырёх солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас) и большого смешанного хора a cappella. Соч.47.
- Симфония № 6"Праздничная" (си мажор) для Большого симфонического оркестра. 36’. Соч.99.
- Симфония № 1 для Большого симфонического оркестра в 3 частях. Соч.7. 43’.
- «Родина» для Большого симфонического оркестра (соль минор) в 4 частях. 35’. Соч.39.
- Симфония № 3 «Героическая» Посвящена Д. Д. Шостаковичу, для большого струнного оркестра в 5-ти частях. 55’. Соч. 45.
- Симфония № 5 «Пасторальная» для большого симфонического оркестра в 5 частях. Соч.77. 45’.
- Три вокализа для высокого голоса и фортепиано. Соч.3.
- Три лирические поэмы для фортепиано. Соч.80.
- Три хора для мужского хора a cappella (или в сопровождении фортепиано). Соч.66.
Записи на компакт-дисках
- Симфония № 2 (с сочинениями Фикрета Амирова) — Симфонический оркестр Радио Лейпцига/Герман Абендрот (Urania, ULS 5156-CD)
- Симфония № 1, op. 7 — Лондонский Симфонический оркестр/Леон Ботштейн (Telarc SACD 60642)
- Symphony No. 1, op. 7; Symphony No. 2, op. 39 «Родина»
- Симфоническая Сюита № 1; Симфония № 5, op. 77 «Пасторальная» — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Московский Гос. Симф. оркестр, Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Геннадий Проваторов (Olympia OCD 588)
- Симфоническая Сюита № 1; Симфония № 5, op. 77 «Пасторальная» — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Гос. Симф. оркестр СССР/Гурген Карапетян (Olympia OCD 598)
- Симфония № 6, ор.99 «Праздничная»; Камерная Симфония для семи инструментов, op. 2 — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Московский Камерный Ансамбль/Александр Корнеев (Olympia OCD 588)
Цитаты
«Когда Дешевова наконец деликатно удалили от рояля, его место занял Попов со своим октетом или нонетом*, написанным для довольно странного состава карандашом и притом довольно неясно. Среди общей контрапунктической вязи мелькали интересные моменты, и я, вероятно, воспринял бы гораздо больше, если бы в моём мозгу уже не шевелились бы какие-то тяжёлые волы от всей прослушанной за сегодняшний день музыки. По-видимому, сознавая контрапунктическую вязкость своего письма, Попов для развлечения публики ввёл довольно легкомысленную темку, которая, однако, меня раздражала, ибо мне казалось, что он в погоне за контрастом переборщил.» (Из дневника Сергея Прокофьева: Воскресенье, 20 февраля, 1927).
* В тот вечер Попов показывал Прокофьеву свой Септет до-мажор, соч. 2, для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса (впоследствии переименованный в Камерную симфонию).