Популярные

Гавриил Николаевич Попов

русский советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Биография

В 1917—1922 гг. учился в Донской консерватории в Ростове-на-Дону по классам фортепиано и композиции у Матвея Пресмана. В 1922—1930 гг. продолжил образование в Ленинградской консерватории;

  • с 1922 по 1930 у Леонида Николаева, Владимира Щербачёва и Максимилиана Штейнберга. Преподавал в Центральном музыкальном техникуме.

Его ранние сочинения (Септет и Первая Симфония) имели сенсационный успех. По таланту его сравнивали с Шостаковичем.

Попов написал довольно много сочинений (более 100), включая 6 симфоний.

Сочинения

  • «Grosse Klaviersuite» («Большая сюита») для фортепиано в 4 частях. 18’. Соч.6.
  • «Александр Невский» опера в 5-ти актах. Соч.25.
  • «Береза и сосна» Поэма для смешанного хора a cappella. Соч.92.
  • «Былина про Ленина», вокально-симфоническая поэма для баса или баритона соло, мужского хора и симфонического оркестра (или фортепиано). 19’. Соч.58.
  • «Все, чем жизнь желанна и красива», поэма для смешанного хора a cappella. Соч.54.
  • «Героическая интермедия» для тенора, хора и симфонического оркестра. Соч.25.
  • «Дни весенние», поэма для женского хора a cappella. Слова А. Болонского. Соч.95.
  • «Испания», семь миниатюр для большого симфонического оркестра. Соч.28.
  • «К победе», героическая увертюра-кантата для солиста (баритон), хора и симфонического оркестра. Соч.25.
  • «Казачья шуточная» для хора a cappella. Соч.52.
  • «Край наш родной» сюита для хора мальчиков, детского или женского хора a cappella в 3 частях, Соч.50.
  • «Мелодия» для виолончели и фортепиано. Соч.35.
  • «Москва» праздничный вальс для лирико-колоратурного сопрано и фортепиано. Соч.49.
  • «Орлиная семья» лирическое концертино для смешанного хора a cappella. Соч.94bis. Слова Любомира Дмитерко, перевод В.Ревича.
  • «Песня» для скрипки и фортепиано. Соч.6bis.
  • «Цимлянское море» поэма для смешанного хора a cappella. Соч.64.
  • «Эх, да вы, поля» песня для женского хора и солиста (тенор). Соч.56.
  • Два лирических стихотворения А. С. Пушкина для голоса и фортепиано (лирический тенор и фортепиано). Соч.22.
  • Две детские пьесы для фортепиано. Соч.46bis.
  • Две песни-романса для лирического тенора и фортепиано. Соч.48.
  • Две пьесы для фортепиано. Соч.1.
  • Две сказки для фортепиано. Соч.51.
  • Джаз-сюита танцевальная сюита для фортепиано. Соч.5.
  • Дивертисмент для Большого симфонического оркестра в 9 миниатюрах, Соч.23 bis. 36’.
  • Квартет-симфония для двух скрипок, альта и виолончели в 4 частях. Соч.61.
  • Концерт для фортепиано с оркестром. Соч. 24.
  • Концерт для виолончели с симфоническим оркестром. Соч.71.
  • Концерт для скрипки с оркестром, в 4 частях. Соч. 103/17.
  • Концерт-поэма для скрипки и симфонического оркестра. Соч.17.
  • Концертино для скрипки и фортепиано. Соч.4.
  • Мазурка-каприс для фортепиано. Соч.41.
  • Музыка к кинофильмам, радиопостановкам и спектаклям:
  • Кинофильмам: «Моя Родина», «Бежин луг» (по Тургеневу), «Чапаев», «Испания», «Танкер „Дербент“», «Первая Конная», «Она защищает Родину», «Фронт», «Великий перелом», «Дети партизана», «Неоконченная повесть», «Казаки» (по Л.Толстому), «Фидель Кастро», «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину);
  • Радиопостановкам: «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (по Н. В. Гоголю), «Николас Никльби» (В английской школе), «Чапаев»;
  • Спектаклям: «Ночь ошибок» (по Оливеру Голдсмиту), «Братья Карамазовы» (по Достоевскому), «Егор Булычев и другие» (по Горькому).

  • Пять терских казачьих хоров Соч.93.
  • Пять хоров к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина для женского, мужского и смешанного хоров. Соч.101.
  • Септет (камерная симфония) для Fl, Cl, Fg, tr-be, v-no, cello, c-basso в 4 частях. Соч.2. 34’.
  • Серенада для духового оркестра. Соч.26.
  • Симфоническая ария памяти А. Н. Толстого для виолончели и струнного оркестра. 17’. Соч.43.
  • Симфоническая сюита № 1 в 5 частях. Соч.14. 18’.
  • Симфония № 4 «Слава Отчизне» для четырёх солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас) и большого смешанного хора a cappella. Соч.47.
  • Симфония № 6"Праздничная" (си мажор) для Большого симфонического оркестра. 36’. Соч.99.
  • Симфония № 1 для Большого симфонического оркестра в 3 частях. Соч.7. 43’.
  • «Родина» для Большого симфонического оркестра (соль минор) в 4 частях. 35’. Соч.39.
  • Симфония № 3 «Героическая» Посвящена Д. Д. Шостаковичу, для большого струнного оркестра в 5-ти частях. 55’. Соч. 45.
  • Симфония № 5 «Пасторальная» для большого симфонического оркестра в 5 частях. Соч.77. 45’.
  • Три вокализа для высокого голоса и фортепиано. Соч.3.
  • Три лирические поэмы для фортепиано. Соч.80.
  • Три хора для мужского хора a cappella (или в сопровождении фортепиано). Соч.66.

Записи на компакт-дисках

  • Симфония № 2 (с сочинениями Фикрета Амирова) — Симфонический оркестр Радио Лейпцига/Герман Абендрот (Urania, ULS 5156-CD)
  • Симфония № 1, op. 7 — Лондонский Симфонический оркестр/Леон Ботштейн (Telarc SACD 60642)
  • Symphony No. 1, op. 7; Symphony No. 2, op. 39 «Родина»
  • Симфоническая Сюита № 1; Симфония № 5, op. 77 «Пасторальная» — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Московский Гос. Симф. оркестр, Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Геннадий Проваторов (Olympia OCD 588)
  • Симфоническая Сюита № 1; Симфония № 5, op. 77 «Пасторальная» — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Гос. Симф. оркестр СССР/Гурген Карапетян (Olympia OCD 598)
  • Симфония № 6, ор.99 «Праздничная»; Камерная Симфония для семи инструментов, op. 2 — Симф. Оркестр Радио и Телевидения СССР/Эдвард Чивжель; Московский Камерный Ансамбль/Александр Корнеев (Olympia OCD 588)

Цитаты

«Когда Дешевова наконец деликатно удалили от рояля, его место занял Попов со своим октетом или нонетом*, написанным для довольно странного состава карандашом и притом довольно неясно. Среди общей контрапунктической вязи мелькали интересные моменты, и я, вероятно, воспринял бы гораздо больше, если бы в моём мозгу уже не шевелились бы какие-то тяжёлые волы от всей прослушанной за сегодняшний день музыки. По-видимому, сознавая контрапунктическую вязкость своего письма, Попов для развлечения публики ввёл довольно легкомысленную темку, которая, однако, меня раздражала, ибо мне казалось, что он в погоне за контрастом переборщил.» (Из дневника Сергея Прокофьева: Воскресенье, 20 февраля, 1927).
* В тот вечер Попов показывал Прокофьеву свой Септет до-мажор, соч. 2, для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса (впоследствии переименованный в Камерную симфонию).


Поделиться: