Популярные
На фото Генри Коуэлл

Генри Коуэлл

Дата рождения:
1897-03-11
Дата смерти:
1965-12-10
Биография

Биография

Родился в семье в семье ирландского эмигранта и школьной учительницы.

Учился у Ч. Сигера в Университете Калифорнии, Р. X. Вудмена в Нью-Йорке и у Э. фон Хорнбостеля в Берлине. Преподавал в крупнейших музыкальных вузах США. Среди его учеников Джордж Гершвин, Джон Кейдж, Лу Харрисон, Доминик Ардженто.

Написал более 1 000 музыкальных произведений и музыковедческих работ. Занимался собиранием и изучением кельтского музыкального фольклора.

В 1928 году стал первым американским композитором, посетившим СССР.

В 1932 году совместно с Л. С. Терменом сконструировал ритмикон (Rhythmicon) - инструмент, воспроизводящий одновременно различные ритмы.

В 1936-41 годах отбывал тюремное заключение за мужеложство (в этот период были написаны многие его произведения, основанные на американском фольклоре).

В 1941 году женился на Сидни Хоукинс Робертсон (Коуэлл) - музыковеде и этнографе (в соавторстве с ней написал биографию Чарльза Айвза).

В 1956 году совершил кругосветное путешествие.

Основал Панамериканскую ассоциацию композиторов. Дружил со многими композиторами Европы и Америки - Арнольдом Шёнбергом,Чарлзом Айвзом,Белой Бартоком,Эдгаром Варезом,Уоллингфордом Риггером и многими другими.

Создал издательство New Music Edition, которое издавало сочинения современных композиторов,в т. ч. оно одним из первых опубликовало большое количество сочинений Чарлза Айвза.

Творчество

Творчество характеризуют поиски в области гармонии (впервые применял диссонантные многозвучия — кластеры), ритма (сюита «Ритмикана», 1931, в сотрудничестве с Л. С. Терменом) и формы. Много работал с электронной музыкой.

Начиная с 1910-х годав ввел в обиход определения tone cluster (звуковой кластер, созвучие, состоящее не менее чем из двух секунд) и "эластичная", "мобильная" музыка (принцип алеаторики, свободного перемещения целых фрагментов композиции – использован в его квартете № 3, 1934, в Мозаичном квартете, 1935).

Широко эксперементировал со звукоизвлечением. В 20-х годах создал сочинения, полностью исполняемые на струнах фортепиано: в Эоловой арфе (Aeolian Harp, 1923) используются достаточно "традиционные" защипывания струн (это станет обыденным приемом во второй половине ХХ века), а в пьесе Баньши (The Banshee, 1925) звук извлекается при помощи трения струн. Для ударов по струнам часто использовал ладони, кулаки и предплечье. Примерно до 1916 года были написаны первые сочинения для фортепиано с использование кластеров. Например, Рекламное объявление (около 1914) или Динамическое движение (1914 или 1916).

Часто давал своим пьесам необычные, урбанистические названия - Рекламное объявление, Фабрика и т. п.

Использовал ирландский, кельтский музыкальный фольклор, элементы индийской раги и японской традиционной музыки (13-я симфония Мадрас; 2 концерта для кото с оркестром, 1962-65). 20 симфоний (1918-65), камерно-инструментальные, вокально-симфонические сочинения.

Признание

Вирджил Томсон в начале 1950-х годов назвал экспериментальные сочинения Коуэлла Библией молодых музыкантов.

Белла Барток, восхищенный музыкой молодого Коуэлла, "просил у него разрешения" использовать кластеры.

Его Скерцо из Симфониетты (1928) исполнялось в Вене под управлением Антона Веберна.

С 1951 года Коуэлл - член Национальной академии искусства и литературы.

Сочинения

  • Опера О’Хиггинс из Чили (1949, не закончена).
  • Балеты Строительство Банбы (The building of Banba, 1922), Атлантика (1926).
  • 20 симфоний (главным образом программные,1918-65, 20-я не закончена).
  • Увертюры - Аккуратная (Shipshape, 1939), Праздничная (Festival, для 2 орк., 1946).
  • Пьесы для симфонического, камерного и духового оркестров, в том числе – Синхронность (Synchrony, 1930), Старинные американские сельские мелодии (Old American country set, для фортепиано с оркестром, 1937), Американский пирог (American melting pot, 1940), Сказки сельской местности (Tales of the countryside, 1941), Гимн и фугированный напев (Hymn and fuguing tune), 8 пьес, основанных на гимнах Биллингса (1943-47), Бабушкина румба (Grandma’s rumba, 1945), Музыка для оркестра (Music for orchestra, 1957), Антифония (Antiphony, 1959), Полифоника для 12 инструментов (1930), Персидский цикл (для камерного оркестра, 1956), Посвящение Ирану (Homage to Iran, 1957), Жига для оркестра, Ирландская сюита (1929), Кельтский цикл (Celtic Set, 1939).
  • Концерты с оркестром – для фортепиано (1928), ударных (1958), Короткий концерт для аккордеона (Concerto brevis, 1962), Маленький концерт для фортепиано (Concerto piccolo, 1942), гармоники (1960), аккордеона (1960), арфы (1965), два концерта для японской цитры кото с оркестром (1962, 1965), Ритмикана (пьеса для ритмикона с оркестром, 1931).
  • Сочинения для бэнда.
  • Камерно-инструментальные ансамбли – 7 параграфов для струнного трио (1925), фортепианное трио (1965), 5 струннных квартетов (1916-56), хоры, для фортепиано – Музыка для фортепьяно (Music pour piano, 1960), пьесы для органа, для клавесина.
  • Пьесы для фортепиано - в том числе Эолова арфа (Aeolian Harp, 1923) и "Баньши" (The Banshee, 1925).

Литературные сочинения

  • New musical resources, N. Y.-L., 1930.
  • Charles Ives and his music, N. Y., 1955, 1969 (совместно с S. Cowell).
  • La France et la musique occidentale, R., 1956.
  • В русском переводе – Влияние Востока на музыку Запада, в сборнике: Музыка народов Азии и Африки, [вып. 1], M., 1969.

Дискография

Piano works 1. The Tides of Manauaun (The Building of Bamba) (1917) (2:29) 2. Exultation (1919) (1:50) 3. Harp of Life (1924) (4:22) 4. Lilt of the Reel, irish dance (1925) (2:02) 5. Advertisment (Second Encore to Dynamic Motion) (1914) (1:09) 6. Antimony (Second Encore to Dynamic Motion) (3:07) 7. Aeolian Harp (1923) (3:43) 8. Anger Dance (Musical Letter) (1:54) 9. The Banshee (1925) (2:35) 10. Fabric (1917) (1:24) 11. What's This (Second Encore to Dynamic Motion) (1914) (0:59) 12. Amiable Conversation (Second Encore to Dynamic Motion) (0:53) 13. Fairy Answer (1923) (2:55) 14. Irish Jig (2:11) 15. Snows of Fujiyama (1925) (2:20) 16. Voice of Lir (1920) (3:09) 17. Dynamic Motion (3:15) 18. The Trumpet of Angus Og (3:24) 19. Tiger (1930) (3:32) 20. Henry Cowell's Comments (13:16)

Henry Cowell, piano 1963


Irish Suite for Piano & Orchestra (1929) 1. The Banshee (4:29) 2. The Leprechaun (6:24) 3. The Fairy Bells (5:54)

Cheryl Seltzer, piano Continuum Ensemble Joel Sachs, cond.


Orchestral works Persian Set (1957) I. Moderato (5:10) II. Allegretto (3:53) III. Lento (5:08) IV. Presto (1:51) Hymn and Fuguing Tune for Strings (1944) I. Hymn (2:20) II. Fuguing Tune (4:32) American Melting Pot (1940) I. Chorale (Teutonic American) (2:14) II. Air (African-American) (1:37) III. Satire (French-American) (2:21) IV. Alapria (Oriental American) (3:19) V Slavic Dance (Slavic American) (2:22) VI. Rhumba with an added eighth note (Latin American) (3:36) VII. Square Dance (Celtic American) (1:37) Air for Solo Violin and String Orchestra (1952) (6:14) Old American Country Set (1937) I. Blarneying Lilt (1:49) II. Meeting House (2:41) III. Comallye (2:32) IV. Charivari (4:36) V. Cornhuskin' Hornpipe (2:26) Adagio from Ensemble for String Orchestra (1924) (3:48)

Manhattan Chamber Orchestra Richard Auldon Clark, cond.


Concerto for Piano and Orchestra (1928) I. Polyharmony. Allegro (3:51) II. Tone Cluster. Lento- Allegro-Lento (8:15) III. Counter Rhythm. Allegro (3:48)

Stefan Litwin, piano Radio Symphony Orchestra Saarbriicken Michael Stern, director


Concerto Grosso for flute, oboe, clarinet, cello, harp & strings (1963) I. Maestoso II. Allegretto III. Andante IV. Allegro V. Allegro

Manhattan Chamber Orchestra Richard Auldon Clark, cond.

Поделиться: