Начал учиться игре на скрипке у своего отца, затем занимался на флейте у солиста оркестра Берлинской оперы Августа Шрёка (нем. August Schroeck). В 1813 году во время войны за независимость, Зусман играл в оркестре Кольбергского регимента. По окончании войны, Зусман вернулся в Берлин, где работал в королевской капелле (сейчас Государственная опера Унтер-ден-Линден), а также выступал как солист. Параллельно занимался теорией музыки у Карла Фридриха Цельтера. В 1822 с большим триумфом выступил в Санкт-Петербурге, после чего получил приглашение стать солистом оркестра Императорского театра, где проработал 16 лет до 1838 года. В 1836 был назначен музыкальным директором Императорского театра . В 1837 вновь посетил Германию, выступал с концертами в Берлине и Бреслау, получив успешные отзывы и признание прессы (нем. Allgemeine Zeitung).
В возрасте 16 лет Зусман был уже известным флейтистом, в юности путешествовал как концертирующий артист. Автор многих произведений для флейты соло, флейты с фортепиано и флейты с оркестром, а также ансамблей флейт. Но наибольшую известность приобрело его педагогическое наследие — упражнения, этюды и «Школа игры на флейте» (1839) которые до сих пор издаются по всему миру.
Михаил Глинка, характеризуя оркестр и его солистов, участвовавших в репетициях в первом исполнении оперы "Жизнь за Царя" (1836), писал:
Из ныне изданных:
Из изданных в XIX веке :