27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте появился на свет мальчик по имени Георг Вильгельм Фридрих. Протестантский род, из которого он происходил, был изгнан из Австрии еще в XVI веке во время Контрреформации. Георг Людвиг Гегель, отец мальчика, служил секретарем казначейства при герцогском дворе Карла Ойгена Вюртембергского. Как и его жена Мария, этот высокопоставленный чиновник считал, что сын должен получить более широкое образование, чем могла предложить даже самая лучшая городская гимназия, а потому в семь лет Георг начал ходить в латинскую школу и заниматься с приходившими на дом учителями.
В детстве будущий философ больше всего любил читать. На карманные деньги он покупал новые книги, а в свободное время ходил в герцогскую библиотеку. Причем читал он совсем не ради развлечения – выбирал серьезные книги, очень увлекался трагедиями Еврипида и Софокла и даже пытался переводить Лонгина и Эпиктета. Из книг Георг делал весьма обширные выписки и тщательно раскладывал их по разным разделам – математики, филологии, психологии, эстетики. Маленькому Гегелю была свойственна чисто немецкая педантичность – каждый раздел его выписок содержался в отдельной специальной папке. Папки эти постоянно пополнялись, и Гегель использовал их всю свою жизнь.
Заведенное в штутгартской гимназии правило гласило, что каждый выпускник, окончив обучение, обязан произнести речь. Георг избрал темой выступления «жалкое состояние наук и искусств у турок», и его речь произвела огромное впечатление на преподавателей. Руководство гимназии позаботилось о будущем талантливого выпускника: в 1788 году Георг Гегель получил герцогскую стипендию и воспользовался ей, чтобы поступить на одно из отделений Тюбингенского университета – в богословскую евангелическо-лютеранскую семинарию.
В университете Гегель учился прилежно, хотя и не чуждался студенческих шалостей и застолий. Его друзьями стали Фридрих Гельдерлин, впоследствии выдающийся поэт, и Фридрих Шеллинг, в будущем философ-идеалист.
В 1789 году эхо Французской революции докатилось до Германии и вызвало у многих студентов живой интерес к политике. В Тюбингенском университете организовался студенческий политический клуб, члены которого активно обсуждали происходящие во Франции события, восхищались идеями революции, спорили о судьбе Германии. В те бурные годы Георг не особенно интересовался философией, предпочитая Канту демократические идеи Жан-Жака Руссо. Впрочем, это не помешало ему в двадцать лет получить звание магистра философии. В качестве диссертации Гегель представил два сочинения: об истории философии и о суждении обычного человеческого рассудка о субъективности и объективности представлений.
В 1793 году Гегель получил университетский диплом. Впитавший в себя идеи Руссо, он уже не помышлял о карьере богослова, а потому отправился в Швейцарию, где поселился в Берне, став домашним учителем у троих детей Карла Штейгера, местного патриция. Воспитание детей отнимало у него далеко не все время, и Георг изучал обширную библиотеку Штейгера, всерьез заинтересовался философией Канта и увлекся образом Иисуса Христа. Летом в 1795 году он написал «Жизнь Иисуса», а несколько месяцев спустя закончил еще один труд, впоследствии названный «Позитивность христианства».
В январе 1797 года он поменял место жительства, но не профессию – переехал во Франкфурт, где снова стал домашним учителем. Здесь он встретил свою первую серьезную любовь – скромную модистку по имени Нанетта Эндель. Правда, страсть к этой «черноокой маленькой голубке», как называл ее Георг, угасла довольно быстро. Сам Гегель позже написал, что никакая любовь не стоит того, чтобы жить только ей. Следует заметить, что сама Нанетта так не считала – она осталась незамужней и всю жизнь хранила письма Георга…
Гегель вообще был человеком весьма оригинальным. Он не любил и не умел разговаривать на стандартные, обыденные темы, но обожал рассуждать о сложных вещах, и слушать его было очень интересно. Задумавшись, он мог простоять на одном месте несколько часов, ни на что не обращая внимания, и слыл крайне рассеянным. При всем этом философ имел репутацию ловеласа и «души компании». Широта души в нем сочеталась с мещанской скупостью, авантюризм – с осторожностью.
В 1800 году Георг получил небольшое наследство после смерти отца, и этих денег ему хватило, чтобы оставить учительство и начать академическую карьеру. Он уехал в Йену, где поселился у Фридриха Шеллинга. Кстати, ему же он посвятил первую свою изданную работу, в которой рассуждал о различии между системами Шеллинга и Фихте и полностью поддержал философию субъективного идеализма своего друга.
Для получения места в Йенском университете Гегель представил сначала тезисы для диссертации, а потом и саму диссертацию под названием «Планетные орбиты». В конце лета следующего года он стал приват-доцентом и приступил к чтению лекций студентам философского факультета. Лекции эти имели очень широкий круг тем, охватывая логику, метафизику, натурфилософию, естественное право и математику. Надо сказать, что университетское начальство Георга недолюбливало, но зато он обзавелся могущественным покровителем в лице министра Веймарского двора – великого немецкого поэта Гете. Именно он, симпатизируя молодому философу, добился в 1805 году для Гегеля звания профессора, а через год даже жалованья, пусть и мизерного – сотни талеров в год.
Лекции Гегеля в университете большого успеха не обрели, но все же Йенский период оказался одним из самых счастливых в жизни философа. В том же университете преподавал Шеллинг, и вместе они взялись в 1802 году за издание «Критического журнала философии», в котором были одновременно и редакторами, и авторами шести вышедших номеров. Но весной 1803 года Шеллинг переехал в Баварию, и журнал прекратил свое существование.
В октябре 1806 года Гегель завершил «Феноменологию духа», до сих пор являющуюся одним из основных трудов, на которых базируется мировая философия. Пожалуй, это событие стало последней радостью йенского периода – следующей весной философ был вынужден покинуть университет. Главной причиной его ухода был материальный фактор – отцовское наследство Гегель уже потратил, имущество разграбили во время франко-прусской войны, а жить на профессорский оклад попросту не получалось. Имелось и еще одно обстоятельство, заставлявшее уехать из Йены: в феврале Христиана, жена Буркхарда, в доме которого жил философ, родила Гегелю сына Людвига. Георг и в мыслях не имел отказываться от ребенка, но в силу царивших в городе пуританских нравов, о преподавательской деятельности не могло теперь идти и речи. Пообещав Христиане жениться, когда и если она овдовеет, Гегель отправился в Бамберг, где стал редактором «Бамбергской газеты», ежедневного издания.
«Феноменологию духа» издали в марте, и после этой публикации Гегелю пришлось разорвать отношения с Шеллингом, не принявшим его философских теорий. За полтора года, проведенных в Бамберге, философ написал только небольшую работу об абстрактном мышлении, представ в этом очерке блестящим популяризатором собственных идей.
В 1808 году Гегель получил должность ректора Нюрнбергской классической гимназии. В Нюрнберге он прожил восемь лет, преподавая гимназистам логику, этику и философию права, а порой также литературу, математику, историю религии, латинский и греческий языки. Гимназия имела репутацию образцовой, но жалование ректора в ней вовсе не было высоким, так что финансов Гегелю по-прежнему не хватало.
В сорок лет Георг решил жениться. Его невестой стала юная и знатная баварка Мария фон Тухер, благоговевшая перед умом и образованностью будущего мужа. Они сочетались браком в начале осени 1811 года, и Гегель написал одному из своих друзей, что достиг земной цели своего существования, обретя службу и любимую жену. Первой у супругов родилась дочь, умершая в младенчестве, в 1813 году – сын Карл, а еще через год – второй, Иммануил.
В 1812 году Гегель опубликовал первую книгу «Науки логики», в следующем году – «Энциклопедию философских наук», фундаментальный труд, включающий «Науку логики», «Философию духа» и «Философию природы». Философия в понимании Гегеля обрела сан настоящей религии, и возникла «гегелевская диалектика» – философская система, для которой Гегель не только пересмотрел традиционную аристотелевскую логику и выдвинул множество новых тезисов, но и придумал новые термины.
Летом 1816 года Гейдельбергский университет пригласил Гегеля стать ординарным профессором. Уже год спустя на курс логики нового профессора записались семьдесят студентов – причем филологов и философов в университете обучалось всего тридцать пять. Но долго наслаждаться лекциями Гегеля им не пришлось – в марте 1818 года прусский король подписал указ, по которому Георг Гегель получил место ординарного профессора философии в Берлинском университете. Осенью Гегель вместе с семьей переехал в Берлин, и вскоре его лекции начали собирать огромную аудиторию. Это была вершина успеха – ради курсов, которые вел философ, студенты съезжались в Берлин со всей Европы. Его философия государственного строя и права постепенно становилась официальной философией Пруссии, и с течением лет гегелевское учение превратилось в реальную силу не только в интеллектуальной жизни Германии, но и в политической.
В 1819 году Гегель завершил работу над книгой «Основы философии права», но цензура разрешила выпустить ее только через год. Этот труд стал последней прижизненной публикацией великого философа – полное издание трудов увидело свет после его смерти, и в него вошли не только публикации, но и лекции, и даже студенческие записи Гегеля.
Георг Гегель скончался 14 ноября 1831 года, через месяц после своего избрания на пост ректора Берлинского университета. Смерть его была скоропостижной, и причиной ее, видимо, явилась свирепствовавшая в городе холера. Похороны знаменитого философа прошли очень торжественно, а труды его пережили своего создателя на множество лет.