Популярные

Георгий Константинович Мосолов

Герой Советского Союза
Дата рождения:
1926-05-03
Биография

Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные) и 3 всесоюзных абсолютных рекорда. Дружил с Юрием Гагариным.

Биография

Родился 3 мая 1926 года в городе Уфе. Русский.

В 1943 году окончил Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова, который в то время был эвакуирован в Казань. В Красной Армии с 1944 года. В 1945 году окончил школу первоначального обучения лётчиков, в 1948 году — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1949 году — Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный).

До 1951 года был лётчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 году — Московский авиационный институт.

С 1953 по 1962 годы — на лётно-испытательной работе в ОКБ А. И. Микояна (в 1959—1962 годах — старший лётчик-испытатель ОКБ). Работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ.

С 1966 года находится в запасе. Продолжал работать в авиационном отделе Высшей комсомольской школы, представителем «Аэрофлота» в зарубежных странах (до 1992 года).

В настоящее время живёт в Москве.

Деятельность в качестве лётчика-испытателя

Совершил первый вылет и провел летные испытания первых экземпляров опытных истребителей CH, СД-5, СИ-6, СМ-9/2, СМ-9/3, (МиГ-19С), Е-2, И-3У, И-7У, И-75, СМ-12ПМ, И-75Ф, Е-6/3, Е-66 (МиГ-21), Е-152А, Е-6/9, Е-152, Е-8, Е-166. Участвовал в испытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, МиГ-19ПУ (СМ-50), Е-4, Е-6/4, Е-7. Он провел летные испытания многих первых экземпляров реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения.

Его фотография в гермошлеме обошла многие иностранные газеты и журналы мира, на долгие годы став своеобразной визитной карточкой советской реактивной авиации.

11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую машину Е-8/1. Это был опытный вариант МиГ-21 с более мощным двигателем, нижним воздухозаборником и оборудованием, позднее применённым на серийном МиГ-23. На высоте 10.000 метров и скорости М=1.7 произошло разрушение диска 6-й ступени компрессора двигателя. Один из обломков пробил корпус двигателя, фюзеляж и правую консоль крыла в зоне элерона, выведя из строя обе гидросистемы. Катапультирование допускалось на скорости до 800 км/ч, но так как скорость перевернувшейся пикирующей машины погасить не удавалось, лётчик-испытатель покинул машину нештатно на высоте 8000 метров. Ещё в кабине он получил травму головы и перелом руки, после катапультирования скоростным напором воздуха сломало ногу (не сработал захват), после раскрытия парашюта тело перехлестнуло лямкой и лётчик повис в положении вниз головой. С трудом, одной рукой, скинув лямку в считанные секунды до касания земли, при приземлении на лес не выдержала вторая нога… Мосолов, 5 часов дожидавшийся прибытия спасателей, описывал своё состояние «Открытый перелом бедра, судя по всему переломы плеча, голени, рук, сильно болела голова».

Мосолова доставили в Москву, в клиническую больницу имени С. П. Боткина. Медики помимо многочисленных переломов определили тяжелую травму головы. Летчика оперировала дежурная смена врачей — Валентина Никитина, Надежда Маркова и реаниматор Владимир Кассиль. Однако травмы были очень тяжелые. На следующий день Мосолов потерял сознание, у него остановилось дыхание. Клиническая смерть. И снова профессор нейрохирургии Иосиф Иргер и доцент Ксения Винцентини сделали невозможное. Сложная операция продолжалась несколько часов. Под утро Мосолов пришел в себя.

Вскоре потребовалась еще одна операция — горлосечение. Второй раз наступила клиническая смерть. Подключили аппарат искусственного дыхания. Несколько суток врачи боролись за жизнь летчика, в очередной раз возвращая его к жизни.

Травмы надолго приковали Георгия Константиновича к больничной койке. Когда врачи разрешили посещения, в числе первых примчался Юрий Гагарин, переживавший за друга. Затем в палату потек людской поток родных, близких, знакомых. Такая терапия человеческого сопереживания тоже дала положительный эффект. Мосолов пошел на поправку. Только через год он снова коснулся земли ногами. Однако полученные тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на летную работу.

Общественная деятельность

Председатель Федерации хоккея СССР в сентябре 1969 года — мае 1973 года. Член президиума Федерации хоккея СССР в 1969—1973 гг.

Награды и звания

  • За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Мосолову Георгию Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11119).
  • Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.
  • Удостоен трёх медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и трёх Всесоюзных золотых медалей.
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967).
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1961).

Память

  • Его именем названы школы и пограничные заставы.
Поделиться: