Биография
Родился в семье крупных предпринимателей, известными московскими коммерсантами были оба его брата, Андрей и Лев. В юности учился игре на фортепиано у жившего в Москве Карла Клиндворта, друга Вагнера, в 1879 г. вступил в Вагнеровское общество. Одновременно Катуар окончил Московский университет (1884) по математическому факультету; некоторое время он пытался участвовать в семейном бизнесе, но интерес к музыке взял верх, и Катуар уехал в Берлин для продолжения музыкального образования у переселившегося туда Клиндворта; в консерватории Клиндворта и Шарвенки занимался также у Филиппа Рюфера. В 1886 во время одной из поездок в Москву он был представлен Чайковскому, высоко оценившему его способности. В 1887 г. Катуар окончательно вернулся в Москву, но так и не стал концертирующим пианистом, однако вновь встретился с Чайковским и показал тому свой первый композиторский опыт — струнный квартет. По рекомендации Чайковского Катуар отправился в Санкт-Петербург к Римскому-Корсакову, который затем перенаправил его к Анатолию Лядову; общение с этими двумя выдающими композиторами завершило композиторское образование Катуара, хотя на складывание его творческой индивидуальности сильно повлияло в 1890-е гг. сближение с Антоном Аренским.
В 1900-е гг. Катуар жил практически затворником. После 1919 г. он был профессором композиции в Московской консерватории, среди его учеников — Дмитрий Кабалевский, Леонид Половинкин, Дмитрий Цыганов и Сергей Евсеев.
Его племянник — французский композитор Жан Катуар.
Творчество
Основные произведения Георгия Катуара: симфония c-moll, симфоническая поэма «Мцыри», кантата «Русалка» для соло, хора и оркестра, фортепианное трио, романсы на стихи Лермонтова, Тютчева, А.К.Толстого, Апухтина, В.Соловьева, К.Бальмонта.
Избранные произведения
- Op. 1 no. 4 Lied for voice and piano on Lermontov's "Нет, не тебя так пылко я люблю..."
- Op. 2 Trois Morceaux for piano: 1. Chant intime, E major 2. Loin du Foyer, E? major 3. Soiree d'Hiver D major
- Op. 3 Caprice for piano G? major
- Op. 5 "Rusalka" cantata for solo voice, women's chorus, orchestra
- Op. 6 Six Morceaux for piano: 1. R?verie, A major 2. Pr?lude, G? major, 3. Scherzo, B? major 4. Paysage, A major 5. Intermezzo, B? major 6. Contraste, B minor
- Op. 7 Symphony
- Op. 8 Vision (Etude) for piano
- Op. 9 no. 1 Lied for voice and piano on Apukhtin's "Опять весна"
- Op. 9 no. 4 Lied for voice and piano on Apukhtin's "Вечер"
- Op. 10 Cinq Morceaux for piano: 1. Prelude 2. Prelude 3. Capriccioso 4. Reverie 5. Legende
- Op. 11 no. 1 Lied for voice and piano on Lermontov's "Песнь Русалки"
- Op. 11 no. 4 Lied for voice and piano on A. Tolstoy's "Не ветер, вея с высоты..."
- Op. 12 Quatre Morceaux for piano: 1. Chant du soir 2. Meditation 3. Nocturne 4. Etude fantastique
- Op. 14 Piano Trio in F minor
- Op. 15 First sonata for violin and piano
- Op. 16 Quintet in c minor for two violins, viola, and two violoncellos
- Op. 17 Quatre Morceaux for piano
- Op. 19 no. 1 Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Как над горячею золой..."
- Op. 19 no. 2 Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Silentium! (Молчание!)"
- Op. 20 Second sonata for violin and piano "Poem"
- Op. 21 Piano Concerto
- Op. 23 String quartet
- Op. 24 Chants du Crepuscle for piano
- Op. 26 Elegie for violin and piano
- Op. 29 no. 3 Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Сей день, я помню..."
- Op. 29 no. 6 Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Полдень"
- Op. 30 Valse for piano
- Op. 31 Piano Quartet in A minor
- Op. 32 no. 4 Lied for voice and piano on K. Balmont's "Слова смолкали..."
- Op. 33 Six poems by Vladimir Soloviev for voice and piano
- Op. 34 Quatre Morceaux for piano: 1. Poeme 2. Poeme 3. Prelude 4. Etude
- Op. 35 Tempete for piano
- Op. 36 Etude for piano
- Concert transcription of J.S. Bach's Passacaglia in C minor for piano
Теоретические сочинения
Автор работ «Теоретический курс гармонии» (1924—1925), «Музыкальная форма» (изд. 1934—1936).
Наследие
Произведения Катуара исполняли Давид Ойстрах, Александр Гольденвейзер, Марк Андре Амлен, Анна Засимова, Лаурент Бройнингер.