Популярные

Годник Симон Моисеевич

российский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования
Категория:
Дата рождения:
1929-12-26
Биография

Биография

Ранние годы

Родился в семье служащих. Раннее детство прошло в Курске. В 1941 году в связи с нашествием фашистов семья эвакуировалась в Сибирь (город Кемерово) и возвратилась на родину в 1944 году. Старший брат героически погиб в Великой Отечественной войне.

Учёба

В 1952 году окончил факультет иностранных языков Харьковского государственного педагогического института иностранных языков им. Н. К. Крупской.

Карьера

С 1952 по 1956 год — учитель средней школы. В 1956 - 1962 годах — заведующий отделом учащейся молодежи, ответственный секретарь Курской областной газеты «Молодая гвардия». В 1956 году стал членом союза журналистов СССР.

В 1962 году был принят в аспирантуру Воронежского государственного университета. После её окончания в 1965 году распределён в ВГУ, где проработал около 40 лет преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии. Одновременно ряд лет преподавал курс вузовской педагогики на факультете повышения квалификации преподавателей г. Воронежа. Вёл курсы педагогики для аспирантов воронежских вузов.

В 1970 году организовал и 32 года руководил (с участием доцента А. М. Мелёшиной) Воронежским городским методологическим семинаром по проблемам педагогики высшей школы.

В 1993 году по инициативе С. М. Годника был организован Воронежский филиал Московского открытого социального университета (ныне — академии). С указанного года по настоящее время — проректор, зам. директора филиала по научно-методической работе.

Научная деятельность

В 1990 г. защитил докторскую диссертацию «Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования». Научно-профессиональные интересы сосредоточены в сферах методологии педагогики; преемственности непрерывного образования; компетентности учителя/преподавателя вуза в реализации преобразовательной функции педагогической деятельности; субъектного развития личности школьника/студента. В исследовательской работе сообразовал эвристику закона развития систем с профессионально-педагогическим мышлением, организацией исследовательского процесса и практикой педагогической деятельности. Разработал: концепции — двустороннего процесса преемственности между средней и высшей школой; — объектно-субъектного преобразования личности в педагогической деятельности; методы исследования: реконструкции педагогического опыта; — концептуального структурирования педагогической деятельности. С. М. Годник — автор свыше 200 научно-методических работ и более 100 газетных статей по педагогической тематике.

Наиболее значимые публикации

Наиболее значимые публикации (книги):

  • Педагогический опыт: метод реконструкции (1987; 1995)
  • Процесс преемственности высшей и средней школы (1981)
  • Самостоятельная деятельность студентов (соавт. В. С. Листенгартен) (1996, ГРИФ)
  • Становление профессиональной компетентности учителя (соавт. Г. А. Козберг) (2004, ГРИФ)
  • Методологические проблемы современной педагогики в их практическом преломлении (2006)
  • Цикл статей по методологии организации педагогической деятельности:
  • Категория инвариантности в исследовании проблем непрерывного образования(1987.);
  • Содержание понятия «субъект» в философском и педагогическом значениях (1998);
  • Эвристическая функция закона развития систем в изучении педагогической деятельности (2002);
  • Характеристика особенностей профессионально-педагогической деятельности с позиции объектно-субъектного преобразования личности (2006);
  • Преобразование личности как творческая функция педагогической деятельности (2008); О методе концептуального моделирования вузовского педагогического процесса (на основе объектно-субъектного преобразования личности) (2009).
  • На протяжении многих лет С. М. Годник является автором проектов, соавтором и редактором монографических по содержанию коллективных изданий. Из них:
  • Страницы современной педагогики (1998, ГРИФ);
  • Методологические предпосылки исследования в сфере гуманитарных наук (2001);
  • Механизм опосредования в организации самостоятельной деятельности студентов (2003);
  • Роль методологических знаний в профессионально-педагогической деятельности (2007);
  • Преподаватель вуза как субъект взаимодействия со студенческой аудиторией (2010);
  • Приёмы самопрезентации преподавателя в лекционных курсах вуза (2011).

С. М. Годник представлен в «Воронежской историко-культурной энциклопедии» (2006; 2009).

Поделиться: