Родился Хельнвайн 8 октября в Вене. Получил образование в Венской академии изобразительных искусств. Был награждён премией мастер-класса (Meisterschulpreis) Венской академии изобразительных искусств, премией кардинала Кёнига и премией Теодора Кёрнера.
Его ранняя работа состоит главным образом из гиперреалистических акварельных красок, изображая раненных детей, а также действия — часто с детьми — в общественных местах. Хельнвайн — концептуальный художник, заинтересованный прежде всего психологическим и социологическим беспокойством, историческими проблемами и политическими темами. В результате этого, его работу часто считают провокационной и спорной. Он работал как живописец, чертёжник, фотограф, мюралист, скульптор и артист, используя широкое разнообразие техники. Эту личность также знают по ряду дизайна костюмов и декораций для театра, балета и оперы. Среди них Стратосфера (Гамбург), Фольксбююне (Берлин) и Театр оперы (Лос Анджелес).
Хронология
- 1982 — Хельвайну предлагают кафедру в Высшей школе дизайна в Гамбурге. Он отказывается;
По просьбе музыкантов Scorpions оформил обложку для их альбома 1982 года Blackout.
- 1985 — персональная выставка в Альбертине, Вена. Радолф Хоснер, рекомендует Хельнвайна как своего преемника в качестве профессора мастер-класса по живописи в Университете Изобразительных Искусства в Вене, но Хельнвайн покидает Вену и переезжает в Германию.
- Фильм «Хельнвайн», снятый немецким и австрийским государственными кинокомпаниями, получает премию Адольфа Гримэ за лучшую документальную картину, а также награды Эдуарда Рэйна и Голденен Кадэр.
- Помимо его реалистической работы, Хельнвайн также начал развивать абстрактные, выразительные стили живописи в течение этого периода.
- 1988, к пятидесятилетию «Хрустальной Ночи» (фактического начала Холокоста), Хельнвайн создал установку 100 метров длиной в центре города Кёльна, между Музеем Ладвига и Кёльнским Собором.
С тех пор крупномасштабные сооружения в общественных местах стали важной частью его работы. - 1990 Хельнвайн начал сосредотачиваться на цифровой фотографии и компьютерно-генерируемых изображениях, которые он часто комбинирует с классической масляной живописью.
- 1994 Дизайн сцен, костюмы, и грим для Макбет, продюсирование Хореографического театра Ханса Кресника в Берлине, Volksb?hne. Пьеса получила Театральный Приз Берлина.
- 1997 Переезжает в Ирландию.
В том же самом году государственный российский Музей в Санкт-Петербурге организует ретроспективу Хельнвайн и издает монографию художника. - 2000 Музей современного искусства в Сан-Франциско, лос-анджелесский Музей искусства и другие американские музеи показывают работы Хельнвайна.
- 2001 Сценический дизайн и дизайн костюмов для Hamburgische Staatsoper оперы Игорь Стравинский «Похождения повесы».
- 2002 Устанавливает студию в Лос-Анджелесе.
- 2003 Премьера документального фильма Neunter Helnwein Nacht (Девятая Ночь Ноября) в Музее Толерантности (Museum of Tolerance), Центре Саймона Визенталя, в Лос-Анджелесе.
- Сотрудничество с Мэрилином Мэнсоном на мультимедийном проекте «Золотой Век Гротеска». Также видео и фильм проекты с Шоном Пенном.
- 2004 «Ребенок» — индивидуальный показ в Калифорнийском Дворце Почётного легиона, Музее Искусств Сан-Франциско.
- Сотрудничество с Максимилианом Шеллом для оперы Рихарда Штрауса «Der Rosenkavalier» в Лос-анджелесской Опере и израильской Опере, Тель-Авив.
- Хельнвайн получает ирландское гражданство.
- 2005 Мэрилин Мэнсон женится на Дите фон Тес в замке Хельнвайна в Типперэри, Ирландия.
Ретроспектива Хельнвайна в Национальном Художественном Музее в Пекине. - 2006 «Встреться с этим в лицо», персональная выставка, музей современного искусства Лентос, Линц.
Цитаты
«Я узнал больше от Дональда Дака, чем во всех школах в которых я когда-либо учился.»
— Готтфрид Хельнвайн)
«Хельнвайн — один из немногих захватывающих дыхание живописцев, которые сегодня существуют.»— Норман Мэилер
«Допустим, что мир — это дом с привидениями, и Хельнвайн время от времени — наш гид в нём. В свои работы он вносит печаль, иронию, уродство и красоту. Но не только работа Готтфрида находится на холсте. Многое — это путь, по которому он прошёл жизнь. И не нужно знать его лично, чтобы понять это. Одного взгляда на картины достаточно, чтобы сказать: „ Человек знает жизнь“. Невозможно сидеть в кладовке и создать такое. Такой уровень может быть только заработан.» — Шон Пенн
"Художник, не вызывающий, будет невидим. Искусство, которое не вызывает сильные эмоции, не имеет никакого значения. Хельнвайн усвоил это. — Мэрилин Мэнсон
«Тема Хельнвайна — человеческое состояние. Метафора для его искусства — это изображение ребёнка, но не в популярном представлении — беззаботного и невинного. Хельнвайн вместо этого создаёт глубоко тревожащее, все же неотразимо провокационное изображение раненного ребёнка. Ребёнка раненого физически и ребёнка, травмированного эмоционально изнутри.» — Роберт Флайнн Джонсон, Музеи искусств Сан-Франциско
«Уорхол — это пре-Хельнвайн…»— Дитер Ронт, Музей современного искусства, Вена
«Хельнвайн — прекрасный художник и один больной негодяй.»— Роберт Крумб
Избранные публикации