Клер Грейвз получил степень бакалавра в Юнион Колледже (г.Скенектади, штат Нью Йорк) в 1940 году. В 1948 году он вернулся в свою альма матер как адъюнкт-профессор со степенью доктора психологических наук, которую он получил в Западном резервном университете Кейза. С 1956 года он продолжает работу в Юнион Колледже в профессорском статусе.
В 1943-1948 годах Грейвз консультирует ряд промышленных и коммерческих организаций, среди которых компании Алкоа и Дженерал Моторс. Также в эти годы в качестве консультанта он работает с системой карательно-исправительных учреждений штата Огайо. В период с 1948 по 1963 годы Грейвз консультирует по проблемам клинической, детской и взрослой психологии госпиталь и реабилитационный центр города Шенектади, штат Нью Йорк. Кроме этого с 1957 года Клер Грейвз консультирует американский департамент социального обеспечения штата Вирджиния, социальный департамент и департамент психологического здоровья штата Нью Йорк.
Его первая статья по эволюции развития человеческих систем была опубликована в Гарвард Бизнес Ревью в 1966 году. В последующие годы он опубликовал ещё несколько статей, раскрывающих его теорию развития сознания.
Профессор Грейвз оставил преподавательскую деятельность в 1978 году.
Клер Грейвз был женат на Мериан Грейвз, они воспитывали сына Роберта и дочь Сьюзан.
В процессе преподавания психологии профессор Грейвз часто сталкивался с вопросами студентов о том, какую из преподаваемых им моделей личности и моделей психотерапии считать "правильной". Инициированный им исследовательский проект привёл его к выводу о том, что существует несколько обособленных биопсихосоциальных систем, каждой из которых присущ свой набор ценностей и моделей поведения. При этом новые системы могут сменить старые, однако старые никуда не исчезают. Таким образом каждая новая система отличается от старой своей сложностью - новая система включает предыдущую и дополняется новыми свойствами, ранее не доступными. Более того, потенциально существуют новые биопсихосоциальные системы, которые сейчас могут быть не доступны, но будут существовать в будущем.
Свою теорию Грейвз называл "Теорией эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory)", ECLET. Основные её положения Грейвз приводил в следующих нескольких тезисах:
Согласно теории Грейвза, развитие мировоззренческих систем идет по двойной спирали. Первая спираль представляет собой градацию условий жизни, в рамках которых существует система. Вторая спираль характеризует градацию психологических и когнитивных процессов, фильтры внимания, через которые люди воспринимают мир. Из взаимодействия первой и второй спирали возникают относительно устойчивые пары условий жизни и способов мышления, которые Грейвз обозначал парой букв.
Грейвз выделял следующие основные мировоззренческие системы:
Теория Клера Грейвза получила своё развитие в идеях "Спиральной Динамики", являющейся результатом работы двух его учеников, Криса Кована и Дона Бека.
В 2005 году Крис Кован и Наташа Тодорович выпустили книгу "Бесконечное путешествие (The Never Ending Quest)", которая содержит обобщение ранее не публиковавшихся статей и аудиозаписей бесед Клера Грейвза.
Сам Грейвз пояснял сущность и специфику своей модели следующим образом: