Популярные

Григорий Капелян

российско-американский художник и литератор
Дата рождения:
1940-02-02
Биография

Биография

Григорий Капелян родился 2 февраля 1940 года в семье художника и книжного графика Исаака Залмановича Копеляна. Раннее его детство прошло в Киргизии, на китайской границе, куда семья была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Уже восьмилетним ребенком он обнаруживает тягу к сочинительству, изготовляя тетрадки с собственным текстом и иллюстрациями. После неудачной попытки поступить на филологический факультет Ленинградского университета, он становится студентом Института имени И. Е. Репина, который заканчивает в 1963 году, после чего в течение года работает научным сотрудником Музея-усадьбы В. Д. Поленова в Тульской области. Возвратившись в Ленинград, Г.Капелян начинает сотрудничать в печатных органах как художественный критик. Обратившись к литературному творчеству уже в сознательном возрасте, он не стремится к публикации, осознавая неприемлемость его текстов в советских изданиях — уроком ему послужил эпизод с журналом «Юность», который отверг посланные им туда в 1957 году рассказы как чуждые советской литературе из-за наличия в них «упаднических настроений». Тем не менее, малая толика литературного творчества Капеляна нашла себе крохотную нишу в советское время: его юмористические миниатюры печатались (без указания автора) на 16 странице «Литературной газеты» и передавались по радио в воскресной программе «С добрым утром». Как в литературном, так и в изобразительном своем творчестве Г.Капелян остается за пределами официального художественного процесса, однако, начиная с 1969 года он находит применение своим способностям в керамике. Значение керамики в художественной жизни Ленинграда в это время заметно возросло, поскольку метод приложения к ней мерил соцреализма был попросту не выработан и отклонения от генеральной линии официального искусства в произведениях, заранее занесенных в декоративную категорию, не вызывают отрицательной реакции властей. Подобно тому, как в литературе того времени авторы, чье творчество не укладывалось в рамки разрешаемого к публикованию, находят компромисс в детской литературе, так и живописцы, скульпторы, графики и даже архитекторы, для которых официальное признание было немыслимо, находят отдушину в обращении к материалам декоративного искусства. Среди таких примеров можно назвать Вильяма Бруя (Вильям Бруй), с которым у Г.Капеляна с тех времен сохранились творческие связи и соавторство в проектах. Освоив керамику, Г.Капелян становится допустимой фигурой в рамках Ленинградского художественного фонда, выполняет официальные заказы и участвует в выставках как керамист. Несмотря на относительный успех, общая атмосфера в стране, идеологическая несовместимость и бытовые обстоятельства приводят Г.Капеляна к решению эмигрировать на Запад, что и осуществляется им в декабре 1978 года. В Америке он живёт сначала в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси а потом переезжает в Нью-Йорк, где и проживает по сей день. Эмиграция не оказывает заметного влияния на его творчество, он продолжает писать и заниматься изобразительным искусством и, по его словам, ему «трудно отличить воздействие перемещения в пространстве от такового же во времени». В 80-е годы его произведения публикуются в антологии современной русской поэзии Константина Кузьминского (Константин Кузьминский) и на английском языке в американских литературных журналах «Alea», «Literary Review», «City». В 1989 году в издательстве Gnosis Press выходит «Обсидиановый кумир», его первый сборник рассказов на русском языке. В 90-х годах проза Г.Капеляна становится доступна русскому читателю в альманахе «Незмеченная земля» и в журналах «Нева» и «Звезда». В 2006 году в Санкт-Петербурге выходит его книга «Вне контекста». В феврале 2010 года его керамика, коллажи и карандашные рисунки были представлены на выставке «Группы восьми» в петербургском Манеже, что было первым представительным показом его изобразительного творчества.

Изобразительное творчество

В 1958 году Г.Капелян поступает на искусствоведческий факультет Института имени И.Е .Репина. Здесь, помимо академического образования, студентам доступна бала уникальная по тем временам библиотека, включавшая всё, в том числе современные западные журналы, где можно было своими глазами видеть официально преданный анафеме «формализм». Однако, настоящее открытие современной живописи для художника состоялось гораздо раньше, в 15-летнем возрасте, когда в Эрмитаже открыли так называемый «третий этаж». Это было время хрущевской Оттепели, когда из запасников вынесли и развесили на общедоступные стены то, от чего раньше зрителей бережно отгораживали. Вспоминая это, Г. Капелян позже напишет: «Удивляюсь самому себе, как, не подготовленный никаким прошлым зрительным опытом, я сразу и с необыкновенным воодушевлением все это принял. Открытие происходило постадийно по ходу хронологической развески, начиная с Мане и Моне будто снимали слои катаракты, пейзаж Ван Гога с высокой точки после дождя и движущимся вдали поездом был просто ошеломляющим, будто написанным не краской, а влагой и озоном, и радостью с тоской пополам; и далее Сезанн и кубисты и, можно сказать, апофеозом этого открытия был матиссовский хоровод: вот как, оказывается, можно! Так, что даже очень нужно!». В 1956 году, попав на легендарную выставку Пабло Пикассо, художник окончательно убеждается в необходимости другого, отличного от культивируемого в стране искусства. В 16 лет Г. Капелян уже экспериментировал с абстракцией. В1969 году он начинает систематически заниматься художественной керамикой. Весной 1977 года в Ленинградском отделении Союза художников состоялась курамическая выставка «Одна композиция». Эксперимент заключался в небывалой доселе свободе художников от диктата официального искусства. Пафос новаторства угадывался и в идее создания манифеста выставки, автором которого стал Г.Капелян, участник и, вместе с Михаилом Копылковым, идейный вдохновитель этой выставки. В манифесте он провозглашал отказ от изображения видимого, призывая работать «не копируя ее [природы] законченные творения, но, работая, как она, соединяя ее разобщенные силы в действенный союз». При этом художник подчеркивал, что «индустрия освободила (или отстранила?) человеческие руки от непосредственного — материального создания утилитарных предметов», доказывал, что современная керамика имеет все основания быть самостоятельным видом искусства, не привязанным ни к функциональности, ни к прямой изобразительности. Сам он выставил на этой выставке композицию с элементами геометрической абстракции «Привратники без места». Трехчастные геометрические объёмы, рассеченные достаточно большими по отношению к этим объёмам отверстиями. За счет этого тяжелые формы приобретают легкую подвижную структуру, изменяющую характер восприятия в зависимости от угла зрения. Динамическое напряжение внутри статичных объёмов появляется также из-за нерегулярности углов, под которыми художник поворачивает составляющие композицию простые геометрические формы кубов, шаров и параллелепипедов вокруг воображаемой оси. Интерес к геометрической абстракции заметен и в других работах художника,ассоциирующихся с творчеством Пита Мондриана (Пит Мондриан). Параллельная ветвь в керамике Г.Капеляна обращена к биоморфным объектам. Характерно, что они почти не имеют «натурных», тем более, натуралистических посылов. Это практически абстрактные структуры, важная роль в которых принадлежит выразительности фактуры. Художник заимствует сам принцип построения живого организма: принцип разрастания, близкий филоновской (Филонов) идее органического формообразования. Капеляну важны в большей степени методы, которыми действует природа, а не её видимые формы. Такой подход позволяет включать равнозначно абстрактное и фигуративное. Принцип филоновского «разрастания» в большой степени присущ также и графике Капеляна на разных этапах его творческого пути. Интуитивное начало при этом для художника важнее рационального. Также как и в керамике, в графике присутствуют абстрактные и фигуративные мотивы, иногда переплетаясь в одной и той же работе. В карандашных рисунках Капеляна равноправно сосуществуют, или попеременно перемежаются, конструктивное и биологическое, абстрактное и фигуративное. Сложные пространственные структуры подобны неустойчивым архитектурным конструкциям или тканям живых организмов под гигантским увеличением. Линии, сделанные карандашом художник дополняет тонкими просветами, остающимися на бумаги от стирательной резинки. За счет них графика приобретает дополнительную глубину и свечение.


Литературное творчество

Первый «взрослый» рассказ Г.Капелян написал в 17 лет. В это время молодой автор был увлечен творчеством символистов, и, поступая на скандинавское отделение филологического факультета Университета, изучал Ибсена, Гамсуна и др. Но предпочтение тогда и до сих пор отдает поздней прозе Чехова. В конце 60-х годов происходит встреча Григория Капеляна и Вильяма Бруя, молодого ленинградского художника-абстракциониста, которая переходит в многолетнюю дружбу и творческий союз. В 1969 году Капелян под псевдонимом Д-р Грабов пишет «Текст, непредназначеный для чтения» для авторской книги с офортами Вильяма Бруя «Ex Adverso», которая была напечатана в 9 экземплярах. Количество было обусловлено тем, что, по советским законам, 10 экземпляров чего угодно подлежало прохождению через цензуру. Позднее, в 2009 году, в связи с выставкой В.Бруя в Русском музее её куратор Александр Боровский напишет:

«Офорты Ех Adverso сложились в изысканную рафинированную авторскую книгу, концепт которой был задуман Бруем совместно с Г.Капеляном (Доктор Грабов, написавший „междусловие“). Книга артикулировала свою визуальную самодостаточность: „текст, не предназначенный для чтения, свидетельствует своё отсутствие“. Для того времени, видимо, манифестация самодостаточности, дадаистской алогичности была важна, хотя бы как оппозиция незыблемой у нас традиции функциональности книжного оформления.»

Прозу Г.Капеляна вряд ли можно безоговорочно отнести к тому или другому направлению. В некоторых произведениях прочитывается литературная традиция петербуржской группы обэриутов, основанной Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, считающимися родоначальниками абсурдизма в русской литературе.

В 70-80-х годах Г.Капелян (в России и в США) пишет рассказы, которые войдут в сборник «Обсидиановый кумир» (1989) В послесловии книги американский писатель и литературный критик, профессор славистики Томас Эпстайн пишет:

«Здесь, в пяти замечательных повествованиях Григория Капеляна, перед нами встает наш запутанный и несообразный мир со всей его отвагой и тщетой, с его смехом и слезами, мир, в котором следствие порождает причину, где сны (и кошмары) властвуют над реальностью, где сущность и существование никогда не примирить. В таком мире живет Ступ Льпусанский, покойный глава полувоображаемого государства, где теневой герой (он же рассказчик) ведет расследование, понуждаемый трехногим фотографом, еще не достигшим полной квалификации и потому служивший по большей части в качестве… штатива. Там есть некий Гектор, одержимый и в конечном счете уничтоженный разладом между собой и собственным именем. Еще один любопытный персонаж бродит по городу в акваланге, по ошибке (или он сам ошибся) принятый за объект поклонения и неспособный примирить свое внутреннее и внешнее „я“. Это мир, в составе которого есть станция метро на 842 улице, ночной сторож в библиотеке, курящий плесень, соскобленную со старых книг в надежде таким образом усвоить их мудрость, посещение Страны Мертвых, которую, естественно, принимают за Страну Живых. Сочетая остроумие с философской глубиной, сатиру с аллегорией, Капелян умудряется превратить этот странный, иногда причудливый материал в правдоподобный и убедительный текст, одновременно мрачный и веселый, устрашающий и смехотворный. Более того, благодаря неистощимой изобретательности, зоркой чувствительности ко всему абсурдному в человеческой природе и наконец, настоящей человечности, на котором основано его авторское видение, проза Капеляна преодолевает видимый философский пессимизм и становится торжеством надежды.»

«Вне контекста», вышедшая в 2006 году, не вписывается в традиционные жанровые рамки. Это не повесть, не сборник рассказов и не дневник. В основу книги положен коллаж, наслоения смысловых планов и цитат. Несмотря на то, что в книге не прослеживается единая сюжетная нить и отсутствует все объясняющий концепт, именно интертекстуальный принцип позволяет автору из несоединимых вещей сделать одно целое. Капелян — виртуозный мастер семантического парадокса. Каждое слово, каждое утверждение может быть осознано в различных, и даже противоположных смыслах. Игра со словом, которое меняет смысл, вне и в зависимости контекста, но по воле автора лежит в основе этого произведения, делает его многомерным пространством, отсылающим ко множеству культурных источников.


Выставки

1971 Молодые художники Ленинграда. Елагин дворец, Ленинград 1975 Выставка «Инрыбпром 1». Комплекс «Экспо», Ленинград 1975 Вторая всесоюзная выставка керамики, Вильнюс 1975 «Fair un livre», выставка авторской книги. Центр Помпиду, Париж 1977 «Одна композиция». Ленинградское отделение Союза Художников. 1977 Керамика и графика. Охтенский выставочный зал, Ленинград 1979 Русский фестиваль в Амхерсте, Массачусетс, США 1982 Искусство русского самиздата, передвижная выставка (Нью-Йорк,

Рочестер, Вашингтон, Ричмонд, Питтсбург, Лос Анджелес, США) 2010 Выставка Группы Восьми («Лестница»). Манеж, Санкт-Петербург.

Коллекции

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Елагиноостровский музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера, Санкт-Петербург. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Нью-Брансуик, Нью Джерси, США

Частные собрания: Санкт-Петербург, Москва, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Соше (Sauchay,Нормандия).

Публикации

Стихотворения и тексты в «Антологии новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» под редакцией К. Кузьминского и Г. Ковалева, Том 2,. Oriental Research Partners, Newtonville, Mass. 1983: «Запретное чтение», стихотворение на английском языке. Журнал «City Nine», Нью-Йорк, 1984.

«Обсидиановый кумир», сборник рассказов, Гнозис-Пресс, Нью-Йорк, 1989 «Ступ Льпусанский», рассказ в английском переводе Томаса Эпстайна в журнале «Alea» (США), 1990 «Назначение», рассказ в английском переводе Томаса Эпстайна в журнале «Alea», (США), 1991 «Кока», «Фредерик, Карл, Жорж, Леопольд», рассказы в английском переводе Клаудии Новак-Джонс. Журнал «Literary Review» (Farleigh Dickinson University, Madison NJ), 1991

«Обсидиановый кумир», рассказ. В литературно-художественном альманахе «Незамеченная земля», Москва-Петербург, 1991 «Малый Абзац», рассказ, журнал «Нева», Санкт-Петербург, 1998. «Христос», рассказ, журнал «Звезда», Санкт-Петербург, 1999. «Вне контекста», короткая проза, ОАО «Искусство России», Санкт-Петербург, 1999. Русский перевод французских хайку Моник Пуляр и статья о творчестве Вильяма Бруя в книге Monique Poulard Ha?kus /William Bru? Peintures, Aur?oline Editions. Франция, 2006.

«Алфавит», рассказ в литературно-художественном альманахе «Новая Кожа», Кожа-пресс, Нью-Йорк-Москва, 2007. «Русские беседы», короткая проза в переводе на чешский язык Яна Махонина, журнал «Бабилон», Прага, 2009. «Подземные птицы», рассказ, «Русские беседы», рассказ в литературно-художественном альманахе «Новая Кожа 2», Кожа-пресс, Нью-Йорк-Москва, 2009. «Старые боги», цикл рассказов, готовится к печати в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, 2010

Поделиться: