Родился 9 января (21 января) 1869 в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой. Обрусевший зырянин (коми)[нет в источнике].
Сведения о дате рождения Распутина крайне противоречивы. Источники сообщают различные даты рождения между 1864 и 1872 годом. БСЭ (3 издание) сообщает, что он родился в 1864—1865 году.
Сам Распутин в зрелые годы не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца».
По мнению писателя Эдварда Радзинского, Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января (по старому стилю) 1869 года. Это день Святого Григория, потому младенца так и нарекли.
В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
В 1890 женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной, такой же паломнице-крестьянке, которая родила ему троих детей: Матрёну, Варвару и Димитрия.
В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому).
В 1903 году инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представив его также и епископу Гермогену (Долганову).
В 1904 году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“». Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша — Милице и Анастасии. Сестры и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей».
В декабре 1906 года Распутин подает прошение на высочайшее имя об изменении своей фамилии на Распутин-Новый, ссылаясь на то, что многие его односельчане носят ту же фамилию, из-за чего могут быть недоразумения. Прошение было удовлетворено.
Дата первой личной встречи с императором хорошо известна ? 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике:
Есть и другие упоминания Распутина в дневниках Николая II.
Распутин приобрел влияние на императорскую семью и прежде всего на Александру Федоровну тем, что помогал её сыну, наследнику престола Алексею бороться с гемофилией, болезнью, перед которой оказывалась бессильной медицина.
Более поздние жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина, некий более широкий политический смысл; но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне конкретные деяния Григория Распутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие.
В 1907 году по доносу 1903 г. Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина, который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных «фактов» протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.
В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.
В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение.
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.
16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствии Илиодора «обличал» его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка.
В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.
В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода дело о «хлыстовстве» Распутина и передать для доклада Родзянко, «и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте». 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях.
Новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования. Противники Распутина полагают, что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.
Однако исследователи полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесённой по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.
Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещён в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Но они помнят, что этот перевод состоялся как раз благодаря тому, что первое дело было отправлено в архив Синода.
При своей жизни Распутин издал две книги:
Книги являются литературной записью его бесед, так как сохранившиеся записки Распутина свидетельствуют о его малограмотности.
Старшая дочь пишет про отца :
Всего насчитывают 100 канонических пророчеств Распутина. Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:
Некоторые авторы считают, что упоминания Распутина есть в письмах Александры Фёдоровны к Николаю II. В самих письмах фамилия Распутина не упоминается, но некоторые авторы считают, что Распутин в письмах обозначается словами «Друг», или «Он» с больших букв, хотя это и не имеет документальных подтверждений. Письма были опубликованы в СССР к 1927 г., и берлинском издательстве «Слово» в 1922. Переписка сохранилась в Государственном Архиве РФ — Новоромановский архив.
В 1910 году толстовец М. А. Новоселов напечатал в «Московских ведомостях» несколько критических статей о Распутине (№ 49 — «Духовный гастролер Григорий Распутин», № 72 — «Еще нечто о Григории Распутине»).
В 1912 году Новоселов выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство», обвинявшую Распутина в хлыстовстве и критиковавшую высшую церковную иерархию. Брошюра была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё. После этого в Государственной Думе последовал запрос к МВД о законности наказания редакторов «Голоса Москвы» и «Нового Времени».
В том же 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Фёдоровны и великих княжен, к Распутину.
Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой.. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу «Святой Чёрт» о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции.
В 1913—1914 гг. Верховным Советом ВВНР делалась попытка агитационной кампании по поводу роли Распутина при дворе. Несколько позднее Советом была сделана попытка издания направленной против Распутина брошюры, а когда эта попытка не удалась (брошюра была задержана цензурой), то Советом были приняты шаги к распространению этой брошюры в размноженном на пишущей машинке виде.
29 июня (12 июля) 1914 г. на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына.. Распутин показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-либо доказательств этого. 3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа 1914. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в июле 1915 объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 г. по личному указанию А. Ф. Керенского Гусеву освободили.
Сведенья о убийстве противоречивы, были запутаны как самими убийцами, так и давлением на следствие российских, британских и советских властей. Юсупов изменял показания несколько раз: в полиции Санкт-Петербурга 16 декабря 1916 года, в ссылке в Крыму в 1917 г., в книге 1927 г., данные под присягой в 1934 и в 1965 гг. Первоначально были опубликованы воспоминания Пуришкевича, затем Юсупов вторил его версии. Однако они кардинально расходились с показаниями расследования. Начиная от называния неверного цвета одежды в которую был одет Распутин по версии убийц и в которой его обнаружили, и до того сколько и куда пуль было выпущено. Так например, судмедэсперты обнаружили 3 раны, каждая из которых смертельна: в голову, в печень и почку. (По мнению британских исследователей изучавших фотографию, контрольный выстрел в лоб сделан из британского револьвера Webley .455.) После выстрела в печень человек может прожить не более 20 минут, и не способен, как говорили убийцы, через полчаса-час бегать по улице. Также не было выстрела в сердце, о котором единогласно утверждали убийцы.
Распутина сначала заманили в подвал, угостив красным вином и пирогом, отравленным цианистым калием. Юсупов ушёл наверх, и, вернувшись, выстрелил ему в спину, отчего тот упал. Заговорщики ушли на улицу. Вернувшийся за плащом Юсупов проверил тело, неожиданно Распутин очнулся и попытался задушить убийцу. Вбежавшие в этот момент заговорщики начали стрелять в Распутина. Приблизившись, удивились, что он ещё жив, и стали избивать его. По словам убийц, отравленный и расстрелянный Распутин пришёл в себя, выбрался из подвала и попытался перелезть высокую стену сада, но был пойман убийцами, услышавшими поднявшийся собачий лай. Затем его связали верёвками по рукам и ногам (по словам Пуришкевича, замотав сначала в синюю ткань), отвезли на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом, что тело оказалось подо льдом. Однако по материалам следствия обнаруженный труп был одет в шубу, не было ни ткани, ни верёвок.
Расследование убийства Распутина, которым руководил директор Департамента полиции А. Т. Васильев, продвигалось довольно быстро. Уже первые допросы членов семьи и слуг Распутина показали, что в ночь убийства Распутин отправился в гости к князю Юсупову. Городовой Власюк, дежуривший в ночь с 16 на 17 декабря на улице неподалёку от дворца Юсуповых, показал, что ночью слышал несколько выстрелов. При обыске во дворе дома Юсуповых были обнаружены следы крови.
Днем 17 декабря прохожим были замечены пятна крови на парапете Петровского моста. После исследования водолазами Невы в этом месте было обнаружено тело Распутина. Судебно-медицинскую экспертизу поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову. Оригинал протокола вскрытия не сохранился, о причинах смерти можно говорить лишь предположительно.
Яд в желудке Распутина не был обнаружен. Возможные объяснения этому, что цианид в пирожных был нейтрализован сахаром или высокой температурой при приготовлении в печи. Его дочь сообщает, что после покушения Гусевой Распутин страдал повышенной кислотностью и избегал сладкой пищи. Сообщается, что его отравили дозой, способной убить 5 человек. Некоторые современные исследователи предполагают, что яда не было — это ложь для запутывания следствия.
Следствие длилось два с половиной месяца до отречения императора Николая II 2 марта 1917. В этот день министром юстиции во Временном правительстве стал Керенский. 4 марта 1917 года он приказал спешно прекратить следствие, при этом следователь А. Т. Васильев (арестованный в ходе Февральской революции) был переправлен в Петропавловскую крепость, где допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией до сентября, позже эмигрировал.
В 2004 году Би-би-си показала документальный фильм «Кто убил Распутина?», привлёкший новое внимание к расследованию убийства. Согласно показанной в фильме версии, «слава» и задумка данного убийства принадлежит исключительно Великобритании, российские заговорщики были лишь исполнителями, контрольный выстрел в лоб произведён из револьвера британских офицеров Webley .455.
По мнению исследователей мотивированных фильмом и выпустивших книги, Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы Ми-6, убийцы запутывали следствие чтобы скрыть британский след. Мотивом заговора было следующее: Великобритания опасалась влияния Распутина на российскую императрицу, что грозило заключением сепаратного мира с Германией. Для ликвидации угрозы был использован зревший в России заговор против Распутина.
Там же заявляется, что следующим убийством британские спецслужбы сразу после революции планировали убийство И.Сталина, громче всех стремившегося к миру с Германией.
Распутина отпевал хорошо с ним знакомый епископ Исидор (Колоколов). В своих мемуарах А. И. Спиридович вспоминает, что заупокойную обедню (чего не имел права делать) отслужил епископ Исидор.
Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском. Но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского.
Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью 11 марта в топке парового котла Политехнического института.. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина.
Через три месяца после смерти Распутина его могила была осквернена. На месте сожжения начертаны на берёзе две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее «Тут сожжён труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года».
Дочь Распутина Матрёна после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. С остальными членами семьи Распутина советская власть жестоко расправилась. В 1922 году его вдова Прасковья Фёдоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара были лишены избирательных прав как «злостные элементы». Ещё раньше, в 1920-м были национализированы дом и всё крестьянское хозяйство Дмитрия Григорьевича. В 1930-е все трое были арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера.
В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил её в притон и использует для проведения своих «оргий». Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный «гарем», другие — собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т. п.
Временное правительство вело специальное расследование по делу Распутина. По мнению одного из участников этого расследования, В. М. Руднева, командированного по распоряжению Керенского в «Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц» и бывшего тогда товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда:
Дочь Матрёна в своей книге «Распутин. Почему?» написала :
Из показаний князя М. М. Андроникова Чрезвычайной следственной комиссии
М. А. Таубе, бывший в 1911—1915 годах товарищем министра народного просвещения, в своих воспоминаниях приводит следующий эпизод. Однажды в министерство явился человек с письмом от Распутина и просьбой назначить его инспектором народных училищ в его родную губернию. Министр (Л. А. Кассо) приказал спустить этого просителя с лестницы. По мнению Таубе, этот случай доказывал, как преувеличены были все слухи и сплетни о закулисном влиянии Распутина.
По воспоминаниям придворных, Распутин не был близок к царской семье и вообще редко бывал в царском дворце. Так, по воспоминаниям дворцового коменданта В. Н. Воейкова, начальник дворцовой полиции полковник Герарди на вопрос, насколько часты бывают посещения Распутиным дворца, ответил: «один раз в месяц, а иногда в два месяца раз.» В воспоминаниях фрейлины А. А. Вырубовой, говорится, что Распутин бывал в царском дворце не чаще 2-3 раз в год, а царь принимал его ещё намного реже. Другая фрейлина, С. К. Буксгевден, вспоминала:
Жильяр за всё время, проведённое им при дворе, вспоминает единственную встречу с Распутиным: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с измождённым лицом, с очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода». Сам Николай II в 1911 году говорил В. Н. Коковцову о Распутине, что:
Из воспоминаний директора Департамента полиции А. Т. Васильева (он служил в «охранке» Петербурга с 1906 г., и возглавлял полицию в 1916\17гг):
А. Я. Аврех считал, что в 1915 г. царица и Распутин, благословив отъезд Николая II в Ставку в качестве верховного командующего, совершили что-то вроде «государственного переворота» и присвоили себе значительную часть власти: в качестве примера А. Я. Аврех приводит их вмешательство в дела юго-западного фронта во время наступления, организованного А. А. Брусиловым. А. Я. Аврех полагал, что царица значительно влияла на царя, а на царицу — Распутин.
В то же время образ Распутина широко использовался в революционной и немецкой пропаганде. В последние годы царствования Николая Второго в петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Говорилось, что он сам абсолютно подчинил себе царя и царицу и правит страной, то ли Александра Фёдоровна при помощи Распутина захватила власть, то ли страной правит «триумвират» из Распутина, Анны Вырубовой и царицы.
Помещение в печать сообщений о Распутине могло быть ограничено лишь частично. По закону, статьи о императорской фамилии подлежали предварительной цензуре начальником канцелярии министерства двора. Запрещены были любые статьи, в которых имя Распутина упоминалось в сочетании с именами членов царской фамилии, но статьи, где фигурировал только один Распутин, запретить было невозможно.
1 ноября 1916 года на заседании Государственной Думы П. Н. Милюков выступил с речью, критической по отношению к правительству и «придворной партии», в которой упоминалось и имя Распутина. Приводимые им сведения о Распутине Милюков взял из статей в немецких газетах «Берлинер Тагеблатт» от 16 октября 1916 и «Нейе Фрейе Пресс» от 25 июня, относительно которых он сам же признал, что некоторые из сообщаемых там сведений ошибочны. 19 ноября 1916 В. М. Пуришкевич выступил на заседании Думы с речью, в которой придавалось большое значение Распутину. Образ Распутина использовала и немецкая пропаганда. В марте 1916 года германские цеппелины разбрасывали над русскими окопами карикатуру, изображавшую Вильгельма, опиравшегося на германский народ, и Николая Романова, опиравшегося на половой орган Распутина.
По воспоминаниям А. А. Головина, во время первой мировой войны слухи о том, что императрица является любовницей Распутина, распространялись среди офицеров русской армии сотрудниками оппозиционного Земско-городского союза. После свержения Николая II председатель Земгора князь Львов стал председателем Временного Правительства.
После свержения Николая II Временное правительство организовало чрезвычайную следственную комиссию, которая должна была искать преступления царских чиновников и в том числе расследовала деятельность Распутина. Комиссия произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила «стенографические отчеты», главным редактором которых был поэт А. А. Блок, опубликовавший свои наблюдения и записи в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти». Комиссия не закончила свою работу. Часть протоколов допросов высших чиновников были опубликованы в СССР к 1927 году. Из показаний А. Д. Протопопова чрезвычайной следственной комиссии 21.03.1917 г.:
В. И. Ленин писал:
Владимир Коковцов c удивлением писал в воспоминаниях:
и потом добавил :
Секретарь Распутина Арон Симанович в своей книге пишет:
Евгений Боткин:
Следователь по делу об убийстве царской семьи Соколов Николай Алексеевич в своей книге-судебном расследовании пишет:
Священномученик протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге описывает в 1914 г. встречу Иоанна Кронштадтского с Распутиным так:
Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седмиезерной пустыни, очень резко высказывался о Распутине:«Убить его, что паука: сорок грехов простится …».
Религиозное почитание Григория Распутина началось примерно с 1990 г. и пошло из т. н. Богородичного Центра (на протяжении последующих лет менявшего своё название).
Некоторые крайне радикально-монархические православные круги также, ещё с 1990-х годов высказывали мысли о канонизации Распутина как святого мученика. Сторонниками этих идей были:
Идеи были отвергнуты Синодальной комиссией РПЦ по канонизации святых
и подвергнуты критике патриархом Алексием II:
Несмотря на это, в течение последних десяти лет религиозными почитателями Григория Распутина выпущены не менее двух акафистов ему, а также написаны около десятка икон.
Согласно исследованию С.Фомина, в течение марта-ноября 1917 года театры были заполнены сомнительными постановками, и вышли более десяти пасквильных фильмов о Григории Распутине. Первым подобным фильмом стала двухсерийная «сенсационная драма» «Темные силы — Григорий Распутин и его сподвижники» (производство акционерного общества Г. Либкена). Картина была поставлена в рекордные сроки, в течение нескольких дней: 5 марта газета «Раннее утро» анонсировала её, а уже 12 марта (! — через 10 дней после отречения!) она вышла на экраны кинотеатров. Примечательно, что этот первый пасквильный фильм в целом провалился и имел успех лишь в окраинных маленьких кинозальчиках, где публика была попроще… Появление этих фильмов привело к протесту более образованной публики из-за их порнографичности и дикой эротики. В целях охраны общественной нравственности предлагали даже ввести киноцензуру (и это в первые дни революции!), временно возложив её на милицию. Группа кинодеятелей ходатайствовала перед министром юстиции Временного правительства А. Ф. Керенским запретить демонстрацию ленты «Темные силы — Григорий Распутин», остановить поток киногрязи и порнографии. Разумеется, это не остановило дальнейшее расползание по стране кинораспутиниады. У власти стояли те, кто «сверг самодержавие», и они нуждались в оправдании этого свержения. И далее С.Фомин пишет: "Большевики после октября 1917 года подошли к делу фундаментальней. Конечно, киномакулатура о Распутине получила второе дыхание, но были предприняты гораздо более широкие и глубокие шаги. Были выпущены в свет фальсифицированные П. Е. Щеголевым и др. многотомные Протоколы Чрезвычайной следственной комиссии, созданной Временным правительством; от начала до конца подделанные тем же П. Щеголевым с «красным графом» А. Толстым «Дневники» А. Вырубовой. В этом же ряду стоит широко демонстрировавшаяся пьеса А. Толстого «Заговор Императрицы». … Только примерно к 1930-му году эта кампания пошла на убыль — новое поколение, вступавшее во взрослую жизнь в СССР, было уже достаточно «обработано».
Распутин и его историческое значение оказало большое влияние как на русскую, так и на западную культуру. Немцев и американцев в некоторой степени привлекает его фигура как некий «русский медведь», или «русский мужик».
В с. Покровское (ныне — Ярковский район Тюменской области) действует частный музей Г.Е. Распутина.
Гатиятулина Ю. Р. Музей Григория Распутина //Возрождение исторического центра г. Тюмени. Тюмень в прошлом, настоящем и будущем. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. — Тюмень, 2001. С. 24-26. — ISBN 5-88131-176-0
Доподлинно неизвестно, имелись ли какие-то хроникальные съёмки Распутина. До наших дней не дошло ни одной ленты, на которой был бы запечатлён сам Распутин.
Самые первые немые художественные короткометражные фильмы о Григории Распутине начали выходить с марта 1917 г. Все они без исключения демонизировали личность Распутина, выставляя его и Императорскую Семью в самом неприглядном свете. Первый такой фильм под названием «Драма из жизни Григория Распутина» выпустил российский киномагнат А. О. Дранков, сделавший попросту киномонтаж своей ленты 1916 г. «Омытые кровью», снятый по рассказу М. Горького «Коновалов». Большинство других фильмов было снято в 1917 г. тогдашней крупнейшей кинофирмой «Акционерное общество Г. Либкена». Всего их было выпущено более десятка и о какой-либо их художественной ценности говорить не приходится, так как даже тогда они вызвали в печати протесты из-за их « порнографичности и дикой эротики»:
и т. п. (Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. т. I. Наказание правдой; М., издательство Форум, 2007, сс. 16-19)
Тем не менее, уже в 1917 году образ Распутина продолжил появляться на киноэкране. По данным IMDB, первым, кто воплотил образ старца на экране, стал актёр Эдвард Конелли (в фильме «Падение Романовых»). В том же году вышел фильм «Распутин, чёрный монах», где Распутина сыграл Монтегю Лав. В 1926 году выходит ещё один фильм о Распутине — «Brandstifter Europas, Die» (в роли Распутина — Макс Ньюфилд), а в 1928 году — сразу три: «Красный танец» (в роли Распутина — Димитриус Алексис), «Распутин — святой грешник» и «Распутин» — первые два фильма, где Распутина сыграли русские актёры — Николай Маликов и Григорий Хмара, соответственно.
В 1925 году написана и сразу ставится в Москве пьеса А. Н. Толстого «Заговор императрицы» (издана в Берлине в 1925), где подробно показано убийство Распутина. В дальнейшем пьесу ставили и некоторые советские театры. В московском театре им. И.В. Гоголя в роли Распутина выступал Борис Чирков. А на белорусском телевидении в середине 60-х годов по пьесе Толстого был снят телеспектакль "Крах", в котором играли Роман Филиппов (Распутин) и Ростислав Янковский (князь Феликс Юсупов).
В 1932 году выходят немецкий «Распутин — демон с женщиной» (в роли Распутина — известный немецкий актёр Конрад Веидт), и, номинированный на «Оскар» «Распутин и императрица», заглавная роль в котором досталась Лайонелу Бэрримору. В 1938 году вышел «Распутин» с Гарри Бауром в главной роли.
Вновь кинематограф вернулся к Распутину в 50-х годах, которые ознаменовались постановками с одинаковым названием «Распутин», вышедшими в 1954 и 1958 (для телевидения) годах с Пьером Брассером и Нарцмсом Ибанесом Ментой в ролях Распутина, соответственно. В 1967 году выходит культовый фильм ужасов «Распутин — сумасшедший монах» с известным актёром Кристофером Ли в роли Григория Распутина. Несмотря на множество ошибок с исторической точки зрения, образ, созданный им в фильме, считается одним из лучших киновоплощений Распутина.
В 60-е годы также вышли такие фильмы как «Ночь Распутина» (1960, в роли Распутина — Эдмунд Пардом), «Распутин» (телепостановка 1966 года с Гербертом Штассом в главной роли) и «Я убил Распутина» (1967), где роль исполнил известный своей ролью Голдфингера, злодея из одноимённого фильма о Джеймсе Бонде, Герт Фробе.
В 70-е годы Распутин появился в следующих фильмах: «Почему русские революционировали» (1970, Распутин — Уэс Картер), телепостановка «Распутин» в рамках цикла «Пьеса месяца» (1971, Распутин — Роберт Стивенс), «Николай и Александра» (1971, Распутин — Том Бейкер), телесериал «Падение орлов» (1974, Распутин — Майкл Олдридж) и телепостановка «A C?rn? ?sszeesk?v?se» (1977, Распутин — Нандор Томанек)
В 1981 году выходит самый известный российский фильм о Распутине — «Агония» Элема Климова, где роль с успехом воплотил Алексей Петренко. В 1984 году выходит «Rasputin — Orgien am Zarenhof» с Александром Конте в роли Распутина.
В 90-х образ Распутина, как и многие другие, начал деформироваться. В пародийном скетче шоу «Красный гном» — «Таянье», вышедшем в 1991 году, Распутин был сыгран Стивеном Микалефом, а в 1996 вышли два фильма о Распутине — «Преемник» (1996) с Игорем Соловьёвым в роли Распутина и «Распутин», где его сыграл Алан Рикман (а молодого Распутина — Тамаш Тот). В 1997 году вышел мультфильм «Анастасия», где Распутина озвучили известный актёр Кристофер Ллойд и Джим Каммингс (пение).
В новом тысячелетии интерес к фигуре Распутина не ослабевает. Уже вышли фильмы «Распутин: Дьявол во плоти» (2002, для телевидения, Распутин — Олег Фёдоров и «Убивая Распутина» (2003, Распутин — Рубен Томас, а также «Хеллбой: Герой из пекла», где главным злодеем является воскресший Распутин, роль которого сыграл Карел Роден. В 2007 году вышел фильм «Заговор», режиссёра Станислава Либина, где роль Распутина исполняет Иван Охлобыстин.
Николай Клюев не раз сравнивал себя с ним, и в стихах у него встречаются нередкие упоминания о Григории Ефимовиче. «Идут за мной», писал Клюев, «мильоны чарых Гришек». По воспоминаниям поэта Рюрика Ивнева, поэт Сергей Есенин исполнял модные тогда частушки «Гришка Распутин и Царица».
Коммерческое использование имени Григория Распутина в некоторых торговых марках началось на Западе в 1980-е годы. На сегодняшний день известны:
В Санкт-Петербурге также существуют: