Сын сельского священника. В девять лет осиротел. Окончил духовное училище, Тобольскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1840). Был бакалавром, затем профессором Казанской духовной академии. Публиковал работы по истории распространения христианства в Казанском крае.
Под влиянием статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена претерпевает сдвиги в мировоззрении. В 1850 выходит из духовного звания. В 1854 покидает Казанскую духовную академию.
Служил омским, позднее тарским окружным начальником, советником губернского правления в Тобольске. В 1858 оставил службу и переехал в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге занимался журналистской и публицистической деятельностью до 1881. В 1881 из-за болезни был вынужден свою деятельность прекратить. До 1885 жил за границей. Скончался в 1891 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
После успешного дебюта в журнале «Современник» статьёй «О Сибири» (1858, № 12) сблизился с Н. Г. Чернышевским. Был постоянным сотрудником и членом редакции сатирического журнала «Искра» (1859—1863), сотрудником (с 1858) и членом редакции (1863—1866) «Современник», редактором газет «Век» (1862) и «Очерки» (1863). Один из редакторов (1868—1881) «Отечественных записок» при Н. А. Некрасове; возглавлял в журнале отдел публицистики.
В литературно-критических выступлениях пропагандировал взгляды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Упрощённо толковал сложные литературные явления. Послужил одним из прототипов Ракитину в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
1878 год — доходный дом — Надеждинская улица, 18, кв. 4.