Сын жрицы, представлявшей богиню Гатумдуг в «священном браке» со жрецом. Поэтому официально он не имел «человеческих» родителей. Однако такое рождение было почётным, и Гудеа был женат первым браком на дочери Ур-Бабы Нингалу. Приход к власти Гудеа не совсем ясен. Одни историки говорят, что унаследовал престол после смерти своего тестя, другие считают его узурпатором, захватившим власть насильственным путем (поэтому ему и понадобился титул Гудеа, что означает «Признанный»).
Также не вполне ясно и то, чьим вассалом был Гудеа. Сам он всегда называет своими царями местных богов («Гудеа энси Лагаша — Нингирсу своему царю»), но неоднократно перечисляет дары (в основном скот и растительное масло), посылаемые как дань какому-то лугалю и царице, очевидно, гутиям. Также известно, что при дворе Гудеа постоянно находится представитель гутиев — суккаль. Из Ура, который подчинялся Лагашу, дошла вотивная печать гутийского царя Пузур-Суэна, современника Гудеа. Все это свидетельствует о том, что от гутиев Гудеа откупился более или менее богатой данью, за это они в, свою очередь, предоставили ему полную свободу действий и в Шумере (от Ура вплоть до Ниппура), и на важнейших торговых путях. Не исключено, что Гудеа был просто-напросто гутийским наместником в Шумере. Гудеа считает себя не только энси Лагаша, но и благим пастырем (однако не царём) Страны, то есть Шумера. Гудеа не вёл захватнических воин; только в одной надписи вскользь говорится, что он разрушил город Аншан в Эламе. После чего с Эламом были установлены мирные добрососедские отношения.
О могуществе Гудеа свидетельствуют сообщения, что ему повиновалось 60 сар (216 тысяч) полноправных граждан (очевидно, включая жителей соседних зависимых городов), против 10 сар (36 тысяч) при Уруинимгине. Гудеа слил все храмовые хозяйства отдельных богов в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу. Ярким выражением централизаторских устремлений Гудеа была его храмостроительная политика. Хотя он возводил кое-какие святилища и в других местах (в Адабе, в Ниппуре), но подавляющая масса средств и трудовых усилий была вложена в один грандиозный новый храм Энинну («храм пятидесяти»), храм Нингирсу в городе Гирсу. Ради этого ввёл новые налоги на все население и новые повинности: к строительным работам при нем привлекались иногда даже женщины.
Гудеа покровительствовал купцам и ремесленникам, вёл торговлю со странами Передней Азии, Мелуххой (Индией) и Маганом (Западной Аравиией) и ввозил в Лагаш, главным образом, материалы для строительства и богатого убранства храма Нингирсу. Гудеа, будучи лишь вассальным владетелем маленького гусударства, в своих надписях рассказывает, что материал для своих построек он доставлял на караванах «от Верхнего Средиземного до Нижнего (Персидский залив) моря». Кедры он получал с Амана, камни и лес — с других отдаленных гор, может быть, Финикии, мрамор — из «Тидана, горы в Амурру», медь, золотой песок и какие-то деревья — из гор Мелуххи, диорит для статуй — из Магана. «Чтобы построить храм Нингирсу, — говорит он, — эламит приходил из Элама, житель Суз — из Суз, Маган и Мелухха доставляли лес».
Свою строительную деятельность Гудеа увековечил длинными надписями, которые имеют большой интерес, сообщая любопытные ритуальные и бытовые подробности. Так, например, один текст на 12 колоннах и в 317 строках имеет следующее содержание: когда на небе в собрании богов дело доходит до Лагаша, Энлиль обращается к Нингирсу. Тот говорит о засухе, о недостатке в городе воды, о том, что каналы высохли и что делу может помочь благочестие. Энлиль склоняет Нингирсу к постройке своего храма. Энси действительно сам думает об этом молится дни и ночи. Бог является ему и велит строить храм Энинну. Гудеа не понимает сна и обращается за советом к Нине, истолковательнице богов, но не прямо, а через Гатумдуг, покровительницу своей матери, прося ее прислать на помощь крылатых гениев утукку и ламассу. Молитва услышана. Гудеа рассказывает Нине сон, та дает ему объяснение. Он узнает волю богов о построении храма Нингирсу. Нина советует ему пожертвовать Нингирсу колесницу, запряженную ослами, чтобы получить от него план храма. Бог принимает Гудеа, возвещает ему славную судьбу, перечисляет предметы культа и оружие, которые должны быть ему посвящены, рассказывая о различных частях храма; назначает время закладки, во время которой обещает прислать живительное дуновение для освобождения Лагаша от засухи и указывает знак, по которому Гудеа приступит к работе. Этот текст уже представляет большое и стройное литературное произведение, сложное по замыслу и весьма удачное по исполнению. В нем достаточно ясно отразился и теократический характер политики Гудеа.
При Гудеа Лагаш пользовался и большим благосостоянием. Он старается подчеркнуть, что следовал законам Нины и Нингирсу и не допускал, чтобы вдове и сироте причинялась неправда, ибо солнце сияет правдой, а бог Баббар попирает ногами несправедливость. Подводя итоги своему правлению, Гудеа говорит: «При мне никого не наказывали бичом и никто не был бит ремнями... Ни один труп не был не погребен... и плакальщицам не пришлось плакать ни разу».
Правил Гудеа около 26 лет и был в зависимости от жрецом и оракулов; это была настоящая теократия. В правление Гудеа достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т.п.