Популярные
На фото Гусейн Алирза оглы Алиев

Гусейн Алирза оглы Алиев

советский и азербайджанский художник-живописец, автор более 250 картин, старший брат третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева
Дата рождения:
1911-05-22
Дата смерти:
1991-07-05
Биография

Творчество

Работая по преимуществу в графике, он является автором множества плакатов. Обладая живым, общительным характером, он был чутко восприимчив к окружающим людям и природе. Возможно поэтому две сферы творчества по-особому притягивали художника - портрет и пейзаж. Г.Алиев работал легко и быстро. Уже ранние его работы, создававшиеся в студенческие годы, - несут в себе то обаяние непосредственности и лиричности, которое и определяет Художника в человеке. Он много рисует своих сверстников - однокашников по институту, - а также всех, кто казался ему интересен. Так возникла серия карандашных портретов, тонко передающая интеллектуально-художественную атмосферу Ленинграда 1930-х годов, в мыслящих, интеллигентных лицах. Уже здесь дает о себе знать качество, которое станет одним из определяющих во всех, созданных в дальнейшем портретах художника: его внимательное отношение к личности модели, особое почитание её достоинств, понимание самоценности её как таковой. Он любил свои модели, часто героизируя их, как например, в Портрете охранника общежития Академии (1934).

Как будто художник жаждал идеала, искал его в людях, близких по духу. Это было время формирования основных художественных принципов, но также и - поисков Истины и Правды, время формирования жизненной позиции. Ведь художнику тогда было чуть больше двадцати. Как бы пытаясь выявить в себе все "хорошее" и "плохое", анализируя себя, Гусейн Алиев создает огромное множество автопортретов. Автопортреты появляются ещё до поступления в Академию, в годы учёбы в Бакинском Художественном техникуме. Тогда, в 1928 году он создает удивительную серию силуэтных автопортретов тушью - в полный рост, в различных движениях. Необычна не только выбранная техника исполнения (довольно редко встречающаяся в художественной практике), но и сама идея автопортретности, выраженная в не-портретной форме. Но подлинная ценность этой серии в другом: человек сидящий, человек идущий, человек стоящий, размышляющий... Остается только восхищаться тем, как Г. Алиеву удалось в столь лаконичнои по средствам выразительности технике передать все бесконечное множество нюансов: психологических, физических, временных, и даже - эпохальных. Так и слышится здесь поэзия Вл. Маяковского, радостный гул молодой индустрии 1920-х годов. Уже тогда проявились столь важные для профессии художника и столь характерные для Г.Алиева качества - поэтичность восприятия мира и мастерство адекватной его передачи. С новой силой эти свойства заявили о себе в серии работ 1954 года "Москва, станция Челюскино".

В живой непринужденной манере здесь запечатлены люди, уличные сцены, бытовые зарисовки. Они настолько понятны зрителю, что представляются ему частью его жизни, его воспоминаний. С трогательной скрупулёзностью художник подробно помечал: кто, когда и с кем запечатлен ("Художник Надя - она в 1946 г. со мной работала в редакции газеты "Коммунист" ретушером" (1946), "Азиз Нури в Кубинском лесу пьет чай" (1959), "Люба смотрит телевизор" (1963). Однако при этом в его портретах нет ни грама "протокольной" сухости. В каждой из своих моделей Гусейн Алиев находил нечто привлекательное и одинаково важное для всех. Люди в его портретах почти всегда улыбаются. Их позы непринужденны даже тогда, когда они специально "посажены" художником. Однако чаще мы видим их "застигнутыми" в раздумьях, тревогах, делах... Эта тяга к запечатленному мгновению, фрагменту жизни, переходящему в вечность особо ощущается в пейзажах Г.Алиева, так называемых монотипиях, представляющих собой усложненную акварельную технику.

Работы

"Горное пастбище", "Трава", "Водяной луг", "Мокрый луг". Движение здесь то нарастает, то замедляется, пульсирует, замирает... Здесь рождаются новые клетки, последовательно развиваясь... Как будто вечный процесс жизни взялся запечатлеть художник. Цветок, срываемый ветром застывает поверхностью камня, а скалистый безжизненный склон вдруг являет собой картину мироздания.

" ... Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод..." Простые, заурядные явления природы поданы здесь как предмет высокой философии, событие, требующее глубокого осмысления и особого внимания.

" Скалистый склон", как и "Горный пейзаж" - свидетели глобальных процессов формирования Земли. В "Азыхской пещере" их следы, как шрамы, "впечатаны" в скальную бронь. Художник видел, где рождалось Солнце, он знал, как рождаются камни. Песок и глина, известняк и мрамор, обнажая свою структуру, вдруг предстают безмолвным подводным миром или невиданной пейзажной панорамой древние картины Красивой Земли. ..."Где есть красота? Там, где я должен хотеть всею волею, где хочу я любить и погибнуть, чтобы образ не остался только образом..."

С красотой природы спорить трудно. Как художник Г.Алиев стремился к красоте, искал её, пытался воссоздать по-своему. С настойчивостью ученого он раскрывал природные законы гармонии, света и цвета, особенности внутренней структуры элемен¬тов. Казалось, он не привносил ничего но¬вого: лишь "наводил резкость" и "усиливал звучание". Та подчеркнутая тактичность, с которой художник относился к природному окружению, особенно ощутима в традиционно-реалистических пейзажах. Горы, горные долины, деревья, одиноко стоящие в поле, реки, неторопливо текущие по равнинам - мотивы, довольно обычные для пейзажной живописи. И каждый художник стремится найти здесь свой, индивидуальный угол зрения. Пейзажи Г.Алиева монументальны, "Кяпаз", "Река Демирапаран". "Двуглавая гора", "Иланлы-даг" - любой из объектов подается крупным планом, портретно, как бы возведенным на пьедестал. Какое-то исконное уважение к природным формам ощущается в этих листах. Здесь нет суеты, детализации, нет эффектных контрастов цветов - горы прекрасны как горы, небо как небо... Как и в портретах, художник точно фиксировал: где и что он рисует. Однако любой конкретный мотив - поворот ли до¬роги или берег реки - передается им обобщенно, перерастая в образ родной Земли -древней, вечной и мирной. Какой бы сюжет ни возник на листе, он непременно будет выстроен в устойчивую, уравновешаиную композицию, с явно обозначенным центром и точно просчитанной перспективой. На таких пейзажах глаз отдыхает, ибо ничто не ломает здесь естественного хода вещей".

" ... И был вечер, и было утро..." Есть что-то утешительное в этом размеренном ритме мыслей и явлений, где ночь сменяется утром, а на смену дню приходит вечер... " Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах" -говорил философ. Не все определяют обстоятельства. Зерна всходят на плодородной почве. Спокойный и размеренный, страстный и импульсивный, поэт, любивший все красивое, таким Гусейн Алиев остался с нами в своих работах, где мир и гармония - как добрый совет всем живущим.


Поделиться: