Популярные
На фото Хаджисмел Петрович Варзиев

Хаджисмел Петрович Варзиев

советский и российский хореограф, балетмейстер, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист Северо-Осетинской АССР
Категория:
Дата рождения:
1938-02-03
Дата смерти:
2011-03-21
Биография
  • Первый дипломированный балетмейстер-постановщик Северной Осетии. Окончил ГИТИС образца 1969 года, балетмейстерское отделение (Руководители курса: Народный артист СССР Р. В. Захаров, Народный артист СССР Л. В. Лавровский), специальность «Режиссура балета» с присвоением квалификации «Режиссёр-балетмейстер». Диплом Э № 548325. Регистрационный № 4276.
  • Реформировал методику построения репетиционного и постановочного процесса в осетинской хореографии, став основоположником школы балетмейстерского искусства осетинской танцевальной культуры;
  • Инициировал в 1966 году реорганизацию Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии (ГАПиТ) в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии (ГАНТ).
  • Инициировал в 1968 году присвоение Государственному ансамблю народного танца Северной Осетии (ГАНТ) название - «Алан».

Фрагменты творчества

Авторский хореографический постановочный репертуар

Работы созданы для репертуара Государственного ансамбля песни и танца СО АССР и Государственного ансамбля народного танца СО АССР «Алан» за период с 1962-71 гг.

  1. «Поединок» (Год создания постановки 1962г);
  2. «Озорники» (Год создания постановки — 1962г);
  3. «Шой» Музыкально-хореографическая композиция.(В концертной программе указана именно буква «Ш»), (Год создания постановки — 1965г);
  4. «Мать» Музыкально-хореографическая композиция (Год создания постановки — 1966г);
  5. «Джуг-Тур» Сольный танец. (Год создания постановки — 1966г);
  6. «Хадзаронта» (Год создания постановки — 1966г);
  7. «Чепена» (Год создания постановки — 1967г);
  8. «Симд» ("Щимд") Хореографическая сюита (Год создания постановки — 1968г);
  9. «Лирический дуэт» (Год создания постановки — 1968г);
  10. «Праздник труда» Вокально-хореографическая сюита (Год создания постановки — 1968г);
  11. «Охотники» (Год создания постановки — 1968г);
  12. «Игры чабанов» (Год создания постановки — 1968г);
  13. «Браконьеры» (Год создания постановки — 1968г);
  14. «Приглашение» («Хонга») (Год создания постановки — 1968г);
  15. «Наездники» (Год создания постановки — 1968г);
  16. «Осетинская сюита» (Год создания постановки — 1968г);

Хронология творческой деятельности

  • 1956 - Солист ансамбля песни и танца Северной Осетии. Приказ №100;
  • 1957 - "Лауреат VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов". Серебряная медаль в составе коллектива и II премию; Гастроли в ГДР.
  • 1960 - Участник Декады осетинского искусства и литературы в Москве; Медаль "За трудовую доблесть"; Дипломант I-го Всероссийского конкурса артистов эстрады.
  • 1962 - Дипломант II-го Всероссийского конкурса артистов эстрады; Основатель хореографической темы танца «Поединок» для Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады в Москве(III премия и звание лауреата); Почетная грамота ЦК ВЛКСМ за успешное выступление на гастролях за рубежом с коллективом советской творческой молодёжной делегации и пропаганде советского искусства в Швеции, Норвегии, Голландии, Исландии и Дании.
  • 1963 - Исполнитель ведущих партий в постановках Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на юбилее ансамбля (25-лет); Присвоено звание "Заслуженный артист СОАССР"
  • 1964-1968 - Студент Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского; На 1-ом курсе ставит сцену по материалам осетинского народного танца "Дочь гор" - оценка "отлично"; Новые постановки Московскому осетинскому студенческому самодеятельному ансамблю народного танца «ОССА» при Государственном университете им. Ломоносова; На 2-ом курсе ставит сцену из 3-его акта балета "Кавказский пленник" - оценка "хорошо"; На 3-ем курсе ставит хореографическую композицию "Мать" для репертуара Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии - оценка "отлично". Композиция, посвящённая многодетным матерям, потерявшим своих сыновей на фронтах Великой Отечественной Войны вошла в хореографические номера Государственного ансамбля песни и танца СОАССР во время выступлений на Днях Северной Осетии в городе Ленинграде и Ленинградской области и была поставлена на производственной студенческой практике с 01.03.67 г. по 15.03.67 г. в Государственном ансамбле песни и танца СОАССР, куда студент Х.П.Варзиев был направлен согласно письменного запроса Министерства культуры СОАССР в лице Министра культуры С.Е.Ужегова на имя ректора ГИТИСа М.Горбунова (письмо № 2431/67 от 22 марта 1967г; Ставит сольную композицию «Тур» (к репетиционно-постановочной работе по рекомендации народной артистки РСФСР Тамары Степановны Ткаченко в качестве исполнителя привлекается солист «Большого театра», заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк, к сочинению музыкального сопровождения по рекомендации Ростислава Владимировича Захарова привлекается композитор выпускник теоретико-композиторского факультета Московской консерватории Эдуард Артемьев — народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ. Позже в постановку был введён дополнительный персонаж "охотник", в связи с чем была изменена сюжетная линия и название. Танец стал называться «Джуг-тур» и был включен в репертуар Государственного ансамбля народного танца "Алан"; Ставит музыкально-хореографическую композицию «Шой» в Государственном ансамбле песни и танца Северной Осетии; На 4-ом курсе ставит композицию «Осетинская сюита» и «Дуэт» (сольный парный фрагмент из танца «Симд» (осет.) для Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии к выступлению на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии (Болгария), где Хаджисмел Варзиев из рук Председателя международного жюри, выдающегося советского балетмейстера народной артистки СССР Татьяны Алексеевны Устиновой поучает диплом «Лучший балетмейстер Фестиваля»; На 5-ом курсе ставит концертную программу в два отделения Государственному ансамблю народного танца Северной Осетии к выступлению по городам республикам Средней Азии и Казахстану; Защищает дипломную работу, после которой присваивается квалификация «Балетмейстер-постановщик» специальности «Режиссура балета» балетмейстерского отделения ГИТИСа. Членами экзаменационной комиссии являлись: Захаров Р.В. — н.а.СССР, доктор искусствоведения; Эльяш Н.И. — профессор, историк театра, историк балета, критик, педагог, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой театроведения ГИТИСа им. А. В. Луначарского; Цейтлин Л.М. — З.д.искусств РСФСР, концертмейстер, советский скрипач и педагог, доктор искусствоведения, профессор Музыкально-драматического института (Москва), Московской консерватории, заведующий кафедрой скрипки. Один из основоположников советской скрипичной школы; Ткаченко Т.С. — н.а.РСФСР, педагог Большого театра, профессор; Лапаури А.А. — З.а.РСФСР, профессор, педагог балетмейстерского отделения ГИТИСа; Стручкова Р.С. - н.а.СССР; Шатин А.В. — балетмейстер и балетный педагог, декан балетмейстерского отделения в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Профессор Р. В. Захаров — н.а.СССР автор известных постановок в «Большом театре», основатель балетмейстерского отделения ГИТИСа в своей книге «Записки балетмейстера» 1976 года издания отметил молодого Х. П. Варзиева наряду с балетмейстерами Т.Устиновой, И.Моисеевым, Н.Надеждиной, П.Вирским и др.

  • 1968 - Назначен худ. руководителем и гл. балетмейстером Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии; Обновляет концертную программу Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии, с которой завоевывает в Москве на смотре государственных танцевальных коллективов страны право представлять СССР на Всемирном Фестивале Молодёжи и студентов в Софии, где его работа удостаивается трёх золотых медалей; Завершает композиционные постановочные планы балетных спектаклей по разделам: «Сказания о нартах», «Аланы», «Истоки Осетии» и «Осетия сегодня» цикла «Эхо веков»; Готовит концертную программу Государственному ансамблю народного танца «Алан» Северной Осетии к выступлению в Кремлевском Дворце Съездов в честь 50-тилетия со дня основания ВЛКСМ.
  • 1969 - Худ. руководитель и гл. балетмейстер Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии; Готовит концертную программу Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии к выступлению выступлению в Кремлевском Дворце Съездов на фестивале «Русская зима» (5-го января); Гл. балетмейстер музыкального кф «Фарн» (реж. Р.Меркун, 1970 г) Северо-Кавказской киностудии; Худ. руководитель и гл. балетмейстер художественной группы Советской делегации на 1-м фестивале дружбы молодёжи Германской Демократической Республики и Советского Союза в ГДР города Дрездена.
  • 1970 - Худ. руководитель и гл. балетмейстер Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии; Разрабатывает методические направления балетмейстерской постановочной системы, включающей - «Форматирование двигательной системы танцовщика» — выявление слабых мест в двигательной техничности танцовщика исходя из его психофизических особенностей; «Репетиционный блиц» — оперативно-рациональная работа балетмейстера-постановщика с репетиторами и танцовщиками; «Корригирующий экзерсис» — система специальных упражнений у станка и на середине, улучшающая координационно-двигательную систему танцовщиков при выполнении сложно-техничных движений трюкового характера за счёт дополнительной коррекции мышечных групп, участвующих в конкретной пространственно-двигательной комбинации.
  • 1971 - Худ. руководитель и гл. балетмейстер Государственного ансамбля народного танца «Алан» Северной Осетии; Создает концепцию организации «Союз балетмейстеров» с целью сохранения исконных корней народной хореографии - органа объединяющего балетмейстеров и хореографов в республике, как образец для внедрения на территории СССР (Советского Союза), где для полноценной работы предусмотрена территория «Дом хореографии» со специально оборудованными помещениями для научно-практической работы балетмейстеров, хореографов, репетиторов и танцмейстеров, а также всех специалистов, сопровождающих развитие хореографического искусства: концертмейстеров, музыкантов, декораторов, сценографов, художников по костюмам, специалистов звука, света и др.
  • 1972 - Приглашается Министерством культуры СССР в состав приемной и экзаменационной комиссии и также лекторов-педагогов курсов «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ КАВКАЗА И ПРИВОЛЖЬЯ». Назначен вместе с А. А. Лапаури ответственным за план проведения работ, а так же в состав приемной комиссии вместе с: н.а.СССР и председателем комиссии профессором Р. В. Захаровым, н.а.РСФСР А. А. Лапаури, инспектором министерства культуры СССР А.В.Морозовой, н.а.СССР педагогом Большого театра Ниной Ивановной Сорокиной. Лекторский состав педагогов: Х. П. Варзиев - «Искусство балетмейстера» - 82 часа, А. А. Лапаури — «Композиция» - 62 часа, Р. В. Захаров — предмет «Искусствоведение» - 40 часов, А. С. Шапран (педагог ГИТИСа) — предмет «История музыки» - 26 часов, Е. Н. Надеждина (педагог ГИТИСа) — «История балета» - 20 часов, Н. С. Манухина — «Режиссура» - 30 часов, Т. С. Ткаченко — «Разработка и запись танца» - 20 часов, В. В. Гусев — «Философия» 26 часов. Состав экзаменационной комиссии: Предс. комиссии, н.а.СССР, профессор Р. В. Захаров, з.а.РСФСР, профессор А. А. Лапаури, заслуженный артист СОАССР Х. П. Варзиев, инспектор министерства культуры СССР А. В. Морозова, н.а.СССР педагог Большого театра Н. И. Сорокина, А. С. Шапран, н.а.РСФСР Т. С. Ткаченко.

  • 1973-1976 - Худ. руководитель и гл. балетмейстер Государственного ансамбля народного танца «Нальмэс» Адыгейской автономной области; Обновляет состав ансамбля для гастрольного тура по территории СССР и последующего гастрольного зарубежного турне.
  • 1979 - Гл. балетмейстер Государственного конного театра «Нарты».
  • 1980 - Гл. балетмейстер-постановщик ансамбля народного танца «Арт». Готовит коллектив к участие в Торжественном открытии «Олимпийской деревни» на XXII Олимпийских играх в Москве.
  • 1981-1982 - Гл. постановщик программы ансамбля «Арт». Готовит концертную программу для участия в Международном фестивале-конкурсе в г. София (Болгария), коллектив получает 1-ю премию.
  • 1982 — 1989 - Автор и гл. балетмейстер-постановщик ежегодного фестиваля «Праздник Хореографического искусства» с участием Республик СССР. (г. Орджоникидзе, ныне Владикавказ).
  • 1983 - Гл. балетмейстер-постановщик ансамбля «Кафт». Готовит концертную программу для участия в Международном фестивале-конкурсе г. Закопана и г. Сосновцев (Польша). Коллектив получает Гран-при.
  • 1986 — 1989 - Худ. руководитель и гл. балетмейстер Государственного ансамбля народного танца «Алан»; Представляет Правительству СОАССР концепцию создания «Хореографического общества» (расширенный прототип "Союз балетмейстеров") - органа, объединяющего всех специалистов причастных к сфере хореографического искусства в республике, где важным элементом деятельности являлось создание института критики и акции пожизненного поддержания "сошедших" с практической работы артистов, внесших весомый вклад в развитие хореографического искусства Осетии. Предлагаемый ранее (в 1971 г) «Дома хореографии» был преподнесен в новой редакции, как объект нового типа, компенсирующий недочеты действующей системы учреждений и организаций культурно-досуговой направленности и, реально масштабно удовлетворяющий потребности быстро растущего числа хореографических коллективов (ансамблей, групп, студий и кружков и др.) профессионального государственного и коммерческого образца, а также художественной самодеятельности с учетом современных требований к творческой репетиционно-постановочной базы и ее соответствия принципам профессионализма, массовости и доступности. Считая хореографию в особенности "народный танец" наиболее активным инструментом, формирующим духовное состояние многонационального населения любого региона России, автор (Х.П.Варзиев) предлагал через «Дом хореографии» предоставить обществу культурно-досуговые условия, содействующие массовому духовно-нравственному развитию разновозрастного многонационального населения России. Неотъемлемой частью полноценного развития деятельности «Дома хореографии» наряду с оригинально обустроенными и технического оснащенными репетиционными залами, раздевалками и душевыми, являлось наличие сопутствующих услуг: мастерских по ремонту и изготовлению сценического костюма и реквизита; мини-буфетов сбалансированного спецпитания; гримерных, музея хореографии с тематической библиотекой, читальным залом и др.
  • 1990 — 2011 - Директор Республиканского центра народного творчества (РЦНТ) Министерства культуры РСО-Алания; Автор, соавтор, гл. балетмейстер, режиссёр-постановщик и почётный член жюри ежегодных мероприятий: Государственного праздника «День республики Северная Осетия - Алания»; Республиканского праздника бального танца «Вальс, вальс, вальс»; Всероссийского литературно-фольклорного фестиваля «Шолоховская весна»; Межрегиональных выставок-ярмарок Юга России; Праздника хореографии «Праздник танца»; Межрегионального фестиваля детского творчества Юга России «Дети Кавказа с мечтою о мире»; Международного фестиваля народного танца «Зори Владикавказа»; Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы»; Праздника «День работника культуры» РСО-Алания; Всероссийского Фестиваля творчества детей — инвалидов, «Дети России» (Президентская программа РФ); Межрегионального праздника эпической песни «Горская песня»; - Межрегионального праздника народного танца «В ритме танца»; Всероссийского фестиваля детских и юношеских хореографических ансамблей «Здравствуй Мир!» в городах Москве, Волгограде, Таганроге; Всероссийского конкурса молодёжных ансамблей песни и танца в г. Самара; Всероссийского конкурса «Шолоховская весна» в Ростовской области; Республиканского конкурса народного, бального и современного танца в г. Черкесске; Республиканского национального праздника «Праздник Пива»;

Последними авторскими разработками Хаджисмела Петровича Варзиева, предложенными на рассмотрение Министерству культуры РСО-Алания, были проекты:

1. Создание одноактного балетного спектакля «Времена года» раздела «Истоки Осетии» из цикла «Эхо веков», темы, основанной на осетинских календарных и семейно-бытовых празднествах. Проект был оформлен «Культурным Фондом Поддержки Национальных Искусств» на основе композиционных планов, написанных в 1967-68 годах, как акция, осуществляемая в рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по сохранению и развитию историко-культурного наследия этноса Российской Федерации. Проект был одобрен Министерством регионального развития и межнациональных отношений РФ и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура);

2. Создание на территории Северной Осетии пилотного проекта «Балетмейстерская мастерская» (прототип ранее созданной в 1971 году концепции «Союз балетмейстеров» и в 1988 году «Хореографическое общество» с последующим внедрением данной идеи во всех регионах РФ в составе Министерств культуры исключительно с целью возрождения, сохранения, развития, совершенствования и популяризации исконных корней народной хореографии. Консолидировать и улучшать работу специалистов причастных ко всем направлениям жанра "народный танец" внутри каждого региона России, популяризируя жанр "народный танец" в любительских коллективах, кружках и студиях художественной самодеятельности, удовлетворяя разновозрастную и социально-статусную категорией населения; Сформировать новый предмет «Народный танец», как официальную дисциплину школьного обучения в междисциплинарном пространстве; Возрождать преемственность народного танцевального искусства в регионах и областях России с тщательной фиксацией оригиналов с реконструкцией утраченных хореографических канонов традиционного народного танца с последующем созданием в каждом регионе Российской Федерации терминологических словарей по народному танцу конкретного региона. Экспериментальной практической базой будет по-прежнему являться «Дома хореографии».

3. Создание под патронажем Северо-Кавказского Федерального округа РФ регулярного Фестиваля народного творчества "Терек - река Дружбы", объединяющего песенное и танцевальное искусство республик населяющих территории, расположенные на реке «Терек»;

Награды и звания

  • 1960 — Медаль «За трудовую доблесть». Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР.
  • 1963 — Почётное звание «Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР». Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР «За заслуги в развитии осетинского танцевального искусства и высокое танцевальное мастерство».
  • 1970 — Медаль «За доблестный труд». Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР.
  • 1989 — Медаль ЦК ВЛКСМ, Северо-Осетинского Обкома ВЛКСМ «За активное участие в работе по подготовке художественной группы советской делегации на I-й фестиваль дружбы молодёжи Германской Демократической Республики и Советского Союза в городе Дрездене».
  • 1993 — Почётное звание «Народный артист Северо-Осетинской АССР». Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР «За большие заслуги в области хореографического искусства».
  • 2006 — Почетное звание
Поделиться: