За масштабные работы по восстановлению и расширению храмов и других памятников древних фараонов и знати Хаэмуаса иногда называют «первым египтологом» (по аналогии с «первым шумерологом» — вавилонским царём Набонидом).
Четвёртый сын Рамсеса II и второй — царицы Иси-Неферет I, Хаэмуас получил надлежащее для возможного наследника престола образование и принимал участие в первых военных кампаниях отца в Восточном Средиземноморье и Нубии. Первое известное нам изображение тогда ещё малолетнего царевича представляет его рядом с отцом и сводными братьями на боевых колесницах, отправляющихся в нубийский поход (Хаэмуас стоит в одной колеснице с первенцем фараона Амонхерхопешефом). Аналогичные изображения в других храмах указывают на то, что Хаэмуас ещё ребёнком сопровождал отца в войне с хеттами за обладание Сирией и Палестиной. Однако на 16-м году правления Рамсеса II (1274 до н. э.) Хаэмуас порвал с военной карьерой и стал служителем Птаха. Уже через девять лет, в 1265 до н. э. он был уже верховным жрецом этого бога. Вероятно, таким назначением Рамсес II пытался усилить мемфисское жречество Птаха, чтобы уравновесить непомерную мощь фиванской жреческой иерархии Амона.
После смерти своего брата, царевича Рамсеса, на 50-м году правления Рамсеса II Хаэмуас был назначен официальным наследником престола, но пробыл в этой должности только четыре года — как и двенадцать его братьев, Хаэмуас умер раньше отца. Новым наследником престола стал пятидесятилетний Мернептах, который и станет фараоном в 1224 до н. э. Хаэмуас, как верховный жрец Мемфиса, должен был быть похоронен в Саккаре или Гизе. По крайней мере, в исследованном Кентом Уиксом склепе KV5, где были обнаружены мумии 52 сыновей Рамсеса II, тело Хаэмуаса отсутствовало, а вероятность того, что египетского царевича можно отождествить с мумией мужчины средних лет, найденной в 1851 в Серапеуме, низка.
Супругу Хаэмуаса, по видимости, звали Нубнофрет; известны трое детей Хаэмуаса и Нубнофрет — Рамсес, Хори I и Иси-Неферет III (Иситнофрет III}. Рамсес и Хори продолжили дело отца и стали жрецами Птаха, причём Хори I наследовал преемнику отца Парахотепу в качестве верховного жреца Птаха. Потомки Хаэмуаса, которых условно можно назвать Хаэмуасидами, занимали видные государственные и религиозные посты в период правления Рамессидов.
В компетенцию Хаэмуаса как верховного жреца Птаха входили управление государственными культами Птаха, Ра, Осириса, Аписа и Сокара и заведование строительными работами в стране, а также общее руководство царскими ремесленниками, зодчими, скульпторами и ювелирами. Под началом Хаэмуаса, помимо прочих, сооружались Рамессеум, карнакский гипостильный зал в храме Амона-Ра, большой храм Птаха в Мемфисе и столица фараона Пер-Рамсес. Предварительно определив их состояние, он провёл реставрацию и существенное обновление храмовых комплексов, святынь, усыпальниц и пирамид Мемфиса и близлежащих населённых пунктов. В числе восстановленных при участии сына Рамсеса II строений были пирамида фараона V династии Униса в Саккаре, сооружения Шепсескафа, Сахура и Ниусерра Ини. На восстановленной статуе одного из царевичей Древнего царства Хаэмуас отметил, что все эти действия были мотивированы стремлением «отдать честь» усопшим предшественникам. Источники свидетельствуют, что Хаэмуасом также проводилось изучение библиотек и настенных надписей восстанавливаемых храмов.
Хаэмуас отвечал также за проведение церемоний хеб-сед — комплекса ритуальных мероприятий, призванных восстановить силы фараона в определённый срок после его восхождения на престол. В ранние периоды истории хеб-сед проводился на 30-м году правления фараона, но в периоды Среднего и Нового царств наметился отход от такой традиции, и Рамсес II за своё длительное (67-летнее) правление участвовал в одиннадцати подобных церемониях. Девять из них были организованы Хаэмуасом. В ознаменование очередных церемоний хеб-сед царевич установил памятные стелы в Асуане и Гебель Сильсинэ, на которых фараон Рамсес изображён со своими детьми от Исетнофрет.
После смерти быка Аписа, посвящённого Птаху, на 30-м году правления Рамсеса II, Хаэмуас распорядился похоронить священное животное не в отдельной гробнице, как это делали его предшественники, а в усыпальнице предыдущего Аписа. Огюст Мариетт, обнаруживший гробницу, нашёл в ней мумию быка с золотыми украшениями, носящими имена Рамсеса II и Хаэмуаса. Затем по приказу Хаэмуаса было построено общее захоронение быков-Аписов, впоследствии известное как Серапеум. После того, как в 1235 до н. э. здесь впервые поместили мумию Аписа, эта традиция не прерывалась на протяжении более, чем тысячелетия.
Благодаря своей учёности и мудрости Хаэмуас оставил после себе память как о величайшем мудреце и чародее, что нашло своё отображение в постоянном упоминании его имени рядом с именем отца и цикле популярных художественных сказаний о Сатни-Хаэмуасе, распространённых в позднеегипетской литературе вплоть до греко-римского периода.