Популярные

Хью Уиллоби

английский мореплаватель
Биография

Торговая экспедиция

Возглавлял торговую экспедицию, отправленную 10 мая 1553 года английским королём Эдуардом VI на поиски Северо-Восточного прохода из Европы в Китай. В походе был капитаном корабля Bona Esperanza. Корабли вышли из Лондона в Северное море, затем прошли вдоль берегов Норвегии до Норвежского моря, где 3 августа во время шторма разошлись. Два из них под командованием Хью Уиллоби и Корнелия Дюрферта достигли Новой Земли, после чего повернули в сторону Вардё и встали 14 сентября на якорь в губе реки Варзина. Корабль капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая, близ Николо-Корельского монастыря. Зимовку в губе реки Хью Уиллоби описал в своём дневнике так:

Гибель Хью Уиллоби

Погиб сэр Хью Уиллоби вместе с командой двух кораблей во время зимовки в устье реки Варзина при загадочных обстоятельствах. В мае 1554 года занимавшиеся рыбным промыслом поморы нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби. Трюмы кораблей оставались загруженными товарами. Русский царь Иван Грозный, узнав о случившемся, распорядился послать людей переписать и запечатать весь товар, а также перевезти тела в Холмогоры. По найденному на корабле дневнику капитана стало ясно что в январе он еще был жив.

По заверению венецианского посла от 4 ноября 1555 года «некоторые из умерших были найдены сидящими, с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидя за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки».

Николай Михайлович Карамзин описал случившееся так:

Истинная причина гибели капитана и его команды остается загадкой до сих пор. Наиболее правдоподобной выглядит версия, согласно которой причиной смерти всего экипажа стало отравление угарным газом, который, среди прочего, образуется и в том случае, когда углям не хватает кислорода для полноценного окисления. Тогда экипаж, законопативший для зимовки все щели судна, действительно мог впасть в кому от действия угарного газа, а наступивший холод завершил дело.

Поделиться: