Популярные
На фото Хулио Кортасар

Хулио Кортасар

аргентинский писатель и поэт, представитель направления «магический реализм»
Дата рождения:
1914-08-26
Дата смерти:
1984-02-12
Биография

Биография

Кортасар родился 26 августа 1914 г. в Брюсселе, в семье сотрудника аргентинского торгового представительства. Детство и юность провел в Буэнос-Айресе. Окончив школу, поступил на литературно-философский факультет столичного университета, но из-за отсутствия средств через год оставил учебу и семь лет проработал сельским учителем. В 1944 г. стал преподавать в университете г. Мендосы. Участвовал в антидиктаторских выступлениях интеллигенции и был вынужден оставить педагогическую деятельность.

В 1946 г. вернулся в Буэнос-Айрес, стал служащим в Книжной палате. Получив в 1951 г. литературную стипендию, уехал в Европу, где до конца дней жил в Париже, долгие годы работал переводчиком при ЮНЕСКО. Начал писать очень рано, в 1938 г. дебютировал как поэт-символист сборником сонетов «Присутствие». Стихи продолжал сочинять на протяжении всей жизни, но не публиковал их; посмертно была издана лирическая книга «Только сумерки» (1984), куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 1950-х до 1983 г.

Писатель скончался в Париже от лейкемии 12 февраля 1984 г. Похоронен на парижском кладбище Монпарнас.

Творческая деятельность

Первый рассказ «Захваченный дом» был напечатан в 1946 г. в журнале, издаваемом Борхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем не примечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться под воздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождала неясное беспокойство, предчувствие опасности — романы «Экзамен» (написанный в 1950 г., увидел свет только в 1986 г.), «Выигрыши» (1960), сборники рассказов «Бестиарий» (1951), «Конец игры» (1956—1964). Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности. По мотивам новеллы «Слюни дьявола» Антониони поставил нашумевший артхаусный фильм «Фотоувеличение» (1966).

С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда была обусловлена вмешательством силы «извне», нередко непривычное, неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека. Кортасар — признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Все огни — огонь» (1966), «Тот, кто здесь бродит» (1977), «Некто Лукас» (1979), «Мы так любили Гленду» (1980), «Вне времени» (1982) и др. — с большим вниманием относился к этому жанру, полагая, что «роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Его рассказы — развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. Но славу Кортасар снискал главным образом как романист, выступив одним из создателей «нового латиноамериканского романа».

После написанных исключительно на аргентинском материале «Экзамена» и «Выигрышей» в зрелый период творчества созданы «Игра в классики» (1963), «62. Модель для сборки» (1968); героями этих произведении являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора — современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторский и игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения и мысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества. Писатель играет со словами, образами, виртуозно использует пародию, гиперболу, парадокс. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве — это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своим повседневным существованием опровергать существующий миропорядок с его условностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.

Библиография

  • Los Reyes / Короли (1949)
  • Bestiario / Зверинец (1951)
  • Final de Juego / Конец игры (1956)
  • Las armas secretas / Тайное оружие (1959)
  • Los premios / Выигрыши (1960)
  • Historias de cronopios y de famas / Истории хронопов и фамов (1962)
  • Rayuela / Игра в классики (1963)
  • Todos los fuegos el fuego / Все огни — огонь (1966)
  • La vuelta al d?a en ochenta mundos / Вокруг дня за восемьдесят миров (1967)
  • 62, modelo para armar / 62. Модель для сборки (1968)
  • ?ltimo round / Последний раунд (1969)
  • La prosa del Observatorio / Проза из обсерватории (1972)
  • Libro de Manuel / Книга Мануэля (1973)
  • Octaedro / Восьмигранник (1974)
  • Alguien anda por ah? / Тот, кто здесь бродит (1977)
  • Territorios / Территории (1978)
  • Un tal Lucas / Некто Лукас (1979)
  • Lucas, sus pudores / Лукас — его солилоквии
  • Queremos tanto a Glenda / Мы так любим Гленду (1980)
  • Deshoras / Вне времени (1982)
  • Nicaragua tan violentamente dulce / Никарагуа, беспощадно-нежный край (1983)
  • Divertimento / Дивертисмент (1986)
  • El Examen / Экзамен (1986)
  • Diario de Andr?s Fava / Дневник Андреса Фавы (1995)
  • Adi?s Robinson / Прощай, Робинзон (1995)
  • Cartas / Письма (2000)

Издания на русском языке

  • Кортасар Х. Другое небо. — М.: Художественная литература, 1971.
  • Кортасар Х. Выигрыши. Повести и рассказы / Сост. В. Кутейщикова; предисл. Л. Осповат. — М.: Прогресс, 1976. — 462 с. (Мастера современной прозы)
  • Кортасар Х. Избранное / Сост. В. Кутейщикова; предисл. Л. Осповат. — М.: Прогресс, 1979. — 462 с.
  • Кортасар Х. Преследователь: Рассказы / Сост., автор ст. и примеч. В. Н. Андреев. — Спб.: Лениздат, 1993. — 539 с. ISBN 5-289-01568-X
Поделиться: