Был одним из самых выдающихся театральных деятелей Советской России. Его работы получили признание как в России, так и за рубежом. Подтверждением этому служат две Сталинские премии (1946 и 1951) и награды международных фестивалей, в том числе Гран-При театральной выставки в Париже. Шлепянов опубликовал ряд знаменательных для культуры СССР работ, в числе которых заметка «Против застоя и догмы в искусстве», декларировавшая свободу творчества и художественных решений.
Чертежи Шлепянова и по сей день используются художниками Мариинского театра при подготовке к спектаклям. Самыми знаменитыми постановками Шлепянова стали «Ромео и Джульетта», «Норд-Ост», «Орлеанская Дева» и «Д. Е». Современники отмечали неординарность работ Ильи Юльевича, активные поиски новых художественных приёмов и творческих решений.
Шлепянов работал со многими известными деятелями искусства, в том числе со Вс. Мейерхольдом, Сергеем Прокофьевым и Дм. Кабалевским.
Илья Юльевич был женат на актрисе Наталье Семёновне Свитальской. Старший сын Юрий (1925—1985) был участником ВОВ, имел боевые награды, в том числе Орден Красной Звезды и Медаль «За взятие Берлина». Был ведущим конструктором в оборонной промышленности, награжден Орденом «Знак Почета».
Второй брак на дочери флигель-адъютанта царской армии, Евгении Николаевне Страховой. Его сын — Александр Шлепянов — стал знаменитым сценаристом, среди его работ стоит особо выделить фильмы «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама».
В 1969 году издательство «Искусство» выпустило сборник воспоминаний об И. Ю. Шлепянове, дополненный его рисунками и статьями.