Популярные

Имхотеп

выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера
Биография

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».

Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары № 3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи.

Имхотеп в современной культуре

Имя Имхотепа было использовано в фантастическом фильме Карла Фройнда «Мумия» (Mummy, 1932), где роль одноименного персонажа исполнил Борис Карлофф. Восставший из мёртвых жрец с таким же именем фигурирует и в римейках этого фильма, в том числе фильме Стивена Соммерса «Мумия» (1999), а также его продолжении «Мумия возвращается» (Mummy Returns, The, 2001), однако в них вымышленный персонаж, носящий имя Имхотеп, не имеет ничего общего со своим реально существовавшим тёзкой.

Имя «Имхотеп» носит герой детективного романа Агаты Кристи о Древнем Египте, «Death Comes as the End». Это единственное произведение Кристи, события которого происходят не в XIX—XX веках.

Имя «Имхотеп» стало настолько употребляемым в связи с темой Древнего Египта, что это вызвало его пародийные упоминания в французской кинокомедии «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» (Ast?rix & Ob?lix: Mission Cl?op?tre, 2002) — оно используется там в качестве «древнеегипетского междометия» и как название коктейля, который заказывает злодей Гоблинус.

Именем «Имхотеп» был также назван второстепенный гоа’улд в научно-фантастическом сериале «Звёздные врата SG-1» (серия «Воин»). Имхотеп выдавал себя за джаффа по имени Китано и добился высокой позиции в Повстанческом альянсе свободных джаффа, которую пытался использовать для уничтожения своих конкурентов и узурпации власти, однако был разоблачён могущественным гоаулдом Юем, который сообщил Тил'ку о предательстве Имхотепа. В конечном итоге, Имхотеп вступил в дуэль с Тилком и был убит. Интересно, что Имхотеп-гоа’улд в сериале назван строителем пирамид в Гизе, предназначавшихся для посадки гоа’улдских космическим кораблей Ха’так, следовательно, он идентичен реальному Имхотепу.

Сёко Асахара, деятель Аум Сенрикё, объявил себя реинкарнацией Имхотепа.

В честь Имхотепа назван кратер на Меркурии.

Имхотеп фигурирует в игре Цивилизация 4.

Поделиться: