Популярные
На фото Ингеборга Дапкунайте

Ингеборга Дапкунайте

актриса театра и кино
Дата рождения:
1963-01-20
Биография

20 января 1963 года в литовском городе Вильнюсе родилась Ингеборга Дапкунайте. Отец Ингеборги, дипломат по профессии, долго работал в Москве и за рубежом, и девочка видела своих родителей только на каникулах. В учебное время она продолжала жить в Вильнюсе с бабушкой и дедушкой. Дядя и тетя Ингеборги, музыканты театрального оркестра, тоже заботились о девочке, стараясь, чтобы она не чувствовала себя брошенной и не скучала по отсутствующим родителям. Окруженная вниманием, Ингеборга все детство жила в атмосфере тепла и любви.

Первый сценический опыт Ингеборга получила, когда ей было всего четыре года. Бабушка ее была администратором в оперном театре, и на сцену девочка попала благодаря ее усилиям. После участия в опере «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини Ингеборга сыграла еще несколько ролей, конечно же, детских – зрители увидели ее ангелочком в опере «Демон», чертенком в «Фаусте», сыном мадам Баттерфляй. Дома девочка, полностью погруженная в мир оперы и балета, разыгрывала увиденное на сцене с игрушками и пела на разные голоса оперные партии. Неудивительно, что драматический театр, в который Ингеборгу водили родственники-музыканты, казался ей совсем неинтересным, ведь на его спектаклях не было ни чудесного пения, ни музыки. Впрочем, девочка сыграла и на этой сцене – Майкла Бэнкса в мюзикле «Мэри Поппинс». Сама актриса, вспоминая детские театральные опыты, всегда говорила, что мальчиков ей играть вовсе не нравилось…

Ингеборга росла очень разносторонним ребенком. В школе она увлекалась иностранными языками, баскетболом, столь любимым в Латвии, и фигурным катанием, причем успехи девочки оказались настолько заметными, что она подумывала и о профессиональном спорте. Однако неподалеку от дома, во Дворце Профсоюзов, работала театральная студия, в которой Ингеборга тоже занималась несколько лет. Театр в ее жизни все же занимал первое место, хотя своей внешностью будущая актриса никогда не была довольна. Рассматривая себя в зеркале, она утешалась тем, что талант и упорный труд помогут ей на пути к славе гораздо больше, чем красота. Впрочем, заканчивая школу, Ингеборга колебалась перед выбором – консерватория или все-таки институт иностранных языков. Решению помогли обстоятельства: вступительные экзамены в консерваторию проходили месяцем раньше, чем в институт. Ингеборга Дапкунайте стала студенткой театрального факультета Литовской консерватории и удачно попала на курс к патриарху литовской режиссуры Йонасу Вайткусу.

В 1985 году Ингеборга получила консерваторский диплом и начала работать в Каунасском драматическом театре. Чуть позже она поступила на сцену Академического театра в Вильнюсе, а потом играла в Молодежном театре у режиссера Эймунтаса Някрошюса. Ей довелось участвовать в чеховской «Чайке», гоголевском «Носе», шекспировском «Короле Лире» и многих других замечательных спектаклях. За время работы в Литве Ингеборга успела и побывать замужем. Счастливчиком оказался литовский актер Арунас Сакалаускас, с которым актриса сохранила дружеские отношения и после развода. Бывшие супруги договорились никогда и никому не рассказывать о своей совместной жизни.

В 1993 году Ингеборга получила из лондонского театра предложение приехать на пробы. Согласилась она больше из любопытства, потому что хотела увидеть английскую столицу, и пробыла в Лондоне всего три дня. Однако режиссер Някрошюс, сказавший, что визит в Лондон может изменить жизнь Ингеборги, оказался прав – вскоре актрисе пришло сообщение, что она утверждена на главную роль в «Ошибках речи». Кстати, партнером Ингеборги в этом спектакле стал Джон Малкович. Но не только лондонская сцена стала новым в жизни актрисы – в Англии она встретила и мужчину своей мечты. Свадьба режиссера Саймона Стоукса и актрисы Ингеборги Дапкунайте была для британцев не совсем типичной, так как венчаться молодожены не стали. Официально оформив свои отношения, они отметили событие с близкими друзьями в фойе родного театра, а уже вечером уехали во Францию, на свадьбу младшей сестры Ингеборги. Брак режиссера и актрисы оказался счастливым. Супруги никогда не участвовали в совместных проектах, но проводили вместе все свободное время. Ингеборга даже увлеклась футболом, потому что Саймон, страстный фанатик этой игры, не пропускал ни единого матча. Жене оставалось или делить Саймона с телевизором, или разделить его увлечение…

На театральной сцене Ингеборга Дапкунайте выступала не только в Лондоне. Ей довелось много ездить со спектаклями по Европе и даже сыграть в Чикаго. Скандально знаменит и спектакль под названием «Монологи вагины», в котором актриса прочла три монолога. Сама Ингеборга называет эту постановку вовсе не пошлой, а напротив, очень доброй, хотя и затрагивающей крайне шокирующие темы. Но широкому кругу зрителей Ингеборга Дапкунайте известна более по своим работам в кино. Дебют Дапкунайте на экране состоялся еще в последний год ее учебы – в фильме «Моя маленькая жена» Баниониса-младшего, но сама актриса эти съемки вспоминать не любит. Своей первой настоящей картиной она считает «Ночные шепоты» Исаака Фридберга, фильм, вышедший в 1986 году. Интересно, что роли Дапкунайте в кино совершенно не схожи с созданными ей же театральными образами, – хотя бы потому, что романтика в них отсутствует напрочь и все они достаточно экзотичны.

В 1987 году вышел фильм «Воскресный день в аду», где Ингеборга получила второстепенную роль – епископскую дочь, превратившуюся в шлюху, – и отразила на экране трагедию людей, искалеченных войной. В том же году вышли еще две картины – «Переправа» и «Загадочный наследник». В 1988 Ингеборга сыграла в «Осень. Чертаново…» женщину, не приспособленную к миру, который она любит. А в 1989 появилась «Интердевочка» – знаменитый фильм Петра Тодоровского. Роль валютной проститутки Кисули, не главная, но очень запоминающаяся, удалась Дапкунайте великолепно. Именно этот образ открыл талант актрисы массовому зрителю. Два года спустя Ингеборга получила роль в ленте «Николай Вавилов». Сложная драматургия этой картины окончательно раскрыла богатый потенциал Дапкунайте. Следующая, двойственная и противоречивая роль актрисы – Ольга в «Циниках» Дмитрия Месхиева. Сценарий к этому фильму написал Валерий Тодоровский, который в 1994 снимет современную версию лесковской «Леди Макбет Мценского уезда» – картину «Подмосковные вечера».

Чтобы получить согласие Ингеборги на съемки в «Подмосковных вечерах», Валерий Тодоровский вызвал ее из Лондона. У актрисы тогда был медовый месяц, но настойчивость режиссера победила – и Ингеборга поехала в Россию. Катенька Измайлова в исполнении Дапкунайте показала публике невероятно сумасшедшую страсть и столь же отчаянную смерть. За эту роль Ингеборга получила «Нику», премию российской киноакадемии, и сразу начала работать у Никиты Михалкова – на съемочной площадке фильма «Утомленные солнцем». Здесь она сыграла настоящую человеческую драму, но многие, в том числе сам Михалков, сочли, что лаконичность и «западная профессиональность» Дапкунайте помешали ей воплотить на экране истинно русскую аристократку. «Утомленные солнцем» получили «Оскара», а вот Ингеборга около полугода не получала предложений сниматься.

Однако «Оскар» есть «Оскар» – и на актрису Дапкунайте обратил свои взоры Голливуд. Среди ее киноработ за границей наиболее известен фильм 1996 года «Миссия невыполнима» (режиссер Брайан де Пальма), в котором актрисе довелось играть с Томом Крузом и Ванессой Редгрейв. Ингеборга, любившая Тома Круза как актера, была потрясена во время съемок его профессионализмом. Год спустя Ингеборга снялась в картине «Семь лет в Тибете», сыграв жену героя. На этот раз ее «киношным мужем» оказался Брэд Питт. В 2000 году вышел американский фильм «Тень вампира» – мистический триллер Элиаса Мерриджа. Партнером Ингеборги снова стал Джон Малкович, с которым в первом же кадре актриса сыграла постельную сцену. В 2004 году бельгийский режиссер Стефан Вуйе снял Дапкунайте в главной роли фильма «Зимняя жара».

В 2005 году Ингеборга стала ведущей «Большого Брата», реалити-шоу канала ТНТ, а в 2006 приняла участие в проекте «Звезды на льду». Здесь ее партнером стал Александр Жулин, известный фигурист. Зрители увидели актрису и на финале прошедшего в России «Евровидения 2009», где она объявляла полученные участниками баллы. Конечно, кроме телевизионных программ, Дапкунайте продолжает активно и успешно сниматься в кино. Что же до личной жизни – к сожалению, через пятнадцать лет после счастливой свадьбы Ингеборга развелась с Саймоном Стоуксом. Сейчас ее возлюбленным называют самого Эмира Кустурицу, знаменитого сербского режиссера. По сведениям прессы, их роман начался задолго до развода актрисы, на одном из европейских фестивалей.

Ингеборга Дапкунайте играет очень странных и, как правило, несчастных женщин. Суеверная, как и многие актеры, она изо всех сил старается не сравнивать себя со своими героинями, чтобы не получить их судьбу. Однако, по словам актрисы, ей постоянно кажется, что каждая ее роль – последняя… Дапкунайте выглядит достаточно необычной в российском кино благодаря заметной сдержанности и холодности – но подобные черты, как и нетрадиционность сыгранных ей ролей, только придает шарм этой потрясающей актрисе.

Поделиться: