Среди зодчих, в творчестве которых военно-патриотическая тема заняла значительное место, был архитектор и художник, профессор Московского архитектурного института Инноке?нтий Дми?триевич Мельчако?в. Мне не раз доводилось беседовать с ним, и неизменно поражала удивительная скромность этого человека, столь много успевшего сделать в профессии.
Он родился в Иркутске 8 февраля 1907 года, его детство и юность прошли в Сибири, где он и получил среднее образование. Рисованием увлекался с детства, что и определило выбор профессии.
В 1927 году Иннокентий Дмитриевич поступает в Иркутскую художественную студию к известному педагогу И. Л. Копылову и в 1930-м, получив звание художника-техника, отправляется в Ленинград. Архитектура северной столицы произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Позднее он вспоминал, что Ленинград ошеломил его…
Мельчаков становится студентом архитектурного отделения Академии художеств, а вскоре, после очередной реорганизации, это отделение было передано в Ленинградский институт инженеров коммунального хозяйства. За время учёбы Иннокентию Дмитриевичу пришлось поработать в ряде проектных организаций Ленинграда — постигая тайны архитектуры, он не переставал заниматься рисунком.
В 1933 году на выставке молодых художников Мельчаков впервые выставляет свои работы — архитектурные зарисовки Ленинграда, пейзажи, отличавшиеся мастерством, своеобразной техникой. К концу учёбы он экспонирует уже более шестидесяти своих работ.
После успешного окончания вуза (тема дипломной работы — «Дома архитектора в Ленинграде») по ходатайству руководства института И. Д. Мельчаков был зачислен в Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР на основное отделение. В эти годы он принимает участие в различных конкурсах: в 1937 году создает проект памятника Героям стратосферы, премированный Академией архитектуры, проектирует станцию московского метрополитена в Измайлове.
В ноябре 1938-го Мельчакова командировали в США для участия в строительстве Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Вместе с художниками Е. Е. Лансере и А. М. Соловьевым он создавал интерьеры павильона, отражавшие достижения Советского Союза в народном хозяйстве. Задача, по словам самого И. Д. Мельчакова, стояла весьма сложная: необходимо было решать интерьеры, исходя не только из объёмов предлагаемого пространства, — многообразная экспозиция диктовала определенные архитектурные формы.
В Америке архитектор выполнил множество рисунков — путевые наброски, зарисовки павильонов Франции, Японии, Бельгии и других стран. Многие из этих графических и акварельных работ экспонировались на персональной выставке Мельчакова в Доме архитектора в 1941 году. Впереди ожидало интересное будущее, однако все планы и замыслы пришлось отложить…
В первые же дни Великой Отечественной войны Иннокентий Дмитриевича направили на маскировку предприятий Москвы; по его проектам разрабатывалась охрана промзон в Чимкенте; он проектировал и строил огневые точки под городом Горьким… С того времени военно-патриотическая тема становится неизменной частью творчества архитектора.
В 1943 году И. Д. Мельчаков становится автором Пантеона партизанам, памятника генералу Гурьеву (причем, скульптурную группу выполняет самостоятельно), в 1944-м разрабатывает проекты триумфальных арок, братских могил. Вместе с архитектором Г. П. Гольцем он создает целую серию памятников и монументов, участвуя во Всесоюзных конкурсах. Одной из значительных работ Иннокентия Дмитриевича того периода стал проект мемориального комплекса Победы в нынешнем Калининграде (при участии С. С. Нанушьяна). После победы в конкурсе авторы выехали в Кёнигсберг, чтобы непосредственно участвовать в реализации проекта. Мемориал был открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых значительных памятников Великой Победы, реквиемом павшим Героям.
Были и другие значительные работы. Так, в 1948 году вместе с художником Рождественским И. Д. Мельчаков проектирует Павильона СССР на выставке Международной федерации женщин, в 1950-е годы участвует в созданиир триумфальных арок для Киева и Переяслава-Хмельницкого в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.
В 1943 году началась педагогическая деятельность Иннокентия Дмитриевича, продолжавшаяся до самой его кончины. По приглашению академика архитектуры И. В. Жолтовского он пришёл в Московский архитектурный институт сначала на должность старшего преподавателя, затем доцента, профессора. Под его руководством студенты разрабатывали проекты памятников, посвященных знаменательным событиям: «Рубеж славы» под Москвой, морякам-подводникам. Эта традиция продолжается и сегодня: студенты первых и вторых курсов в канун знаменательных дат выполняют подобные задания.
Одновременно с педагогической и административной работой профессор И. Д. Мельчаков продолжал заниматься творчеством: в соавторстве с Н. Я. Колли разработал проект могилы М. И. Калинина у Кремлевской стены, памятник генералу А. А. Брусилову, колонну в честь исторических побед Красной Армии (два варианта хранятся в музее имени А. Щусева) и так далее.
Разносторонний талант И. Д. Мельчакова проявился в проектировании объектов гражданского строительства — это окружная автострада с центрами обслуживания, строительство 10-этажного дома на Ленинградском шоссе, чугунная ограда для Химкинского речного порта, плафоны для Кремля, ансамбль главного входа на ВДНХ (ныне ВВЦ), выполненный в классическом стиле. (Мельчаков вообще был убежден: в основе творчества зодчего должно лежать глубокое изучение классического наследия, что позволит добиться гармонии и красоты пропорций в архитектуре). Это сооружение поражает воображение и поныне. Несмотря на грандиозные размеры, оно оставляет впечатление легкости, элегантности — за счет точно выверенных пропорций всех элементов. Заметим, что здесь Иннокентий Дмитриевич выступил не только как автор проекта, но и самостоятельно выполнил скульптурные группы, внося при необходимости те или иные изменения. Такое отношение к делу весьма характерно для Мельчакова.
Главный вход на ВДНХ стал визитной карточкой страны, сам же проект был отмечен Золотой и Бронзовой медалями ВДНХ (заметим, что, кроме входа, Иннокентий Дмитриевич принимал участие и в разработке павильонов Прибалтийских республик). Эти же идеи классицизма нашли отражение и в проекте входных ворот в сад имени Баумана со стороны Ново-Басманной улицы (Москва). Ещё одна значимая работа — зал коллегии Министерства высшего образования (ныне конференц-зал МАрхИ).
Как мы уже говорили, И. Д. Мельчаков проявил себя и в архитектурном проектировании, и в монументальной живописи и рисунке. Его картины неоднократно экспонировались на персональных выставках в Доме архитектора, в Доме дружбы народов. Особенно интересны циклы, посвященные поездкам в Грецию, Италию, Англию, — они свидетельствуют о глубокой привязанности автора к шедеврам классического наследия.
В 1966 году И. Д. Мельчаков был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1977-м в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности прошла выставка мастера, на которой экспонировалось 250 его работ.
Надо сказать, что увлечение рисунком и живописью в итоге возобладало, и в 1983 году Иннокентий Дмитриевич перешёл на кафедру живописи МАрхИ. И. Д. Мельчаков говорил студентам, что в их рисунках должна ощущаться рука архитектора. Свой курс живописи он строил так, чтобы соединить основы классического искусства с реалиями современной жизни.
Иннокентий Дмитриевич активно работал в Союзе архитекторов, был в 1970-е годы одним из инициаторов создания при МАрхИ музея, вошёл в состав его Научного совета. И несмотря на большую загруженность постоянно рисовал, уделяя большое внимание совершенствованию техники акварели. О нём справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.
Автор статьи: Каждан Я. Ш., кандидат исторических наук.