Биография
Хассе начал музыкальную карьеру в Гамбурге в опере, куда поступил в 1718 тенором. В 1719 он стал капельмейстером в Брауншвейге, где созданием оперы «Антиох» в 1721 начал деятельность в качестве композитора. В 1722 Хассе уехал в Италию и поселился в Неаполе, где учился у Никола Порпоры, а затем у Алессандро Скарлатти. В 1730 он женился на оперной певице Фаустине Бордони и в том же году получил приглашение стать придворным капельмейстером в Дрездене, куда прибыл в июле следующего года, при нём капелла получила славу лучшего оркестра Европы. В это время для Дрезденского оркестра писали музыку такие композиторы как Зеленка, Телеман, Вивальди, Кванц и др. Этот пост он с отлучками в Италию занимал до 1764. Затем Хассе работал в Вене из-за причинённого Семилетней войной Дрездену ущерба и падения интереса к музыке при саксонском дворе, а после уехал в 1773 в Венецию, где и умер через 10 лет от артрита вскоре после кончины жены и был забыт. Интерес к композитору возродился в 1820 после выхода его биографии, написанной Ф. С. Кандлером.
Творческое наследие
И.А. Хассе сочинил более 60 опер (писал примерно по 2 оперы в год), оратории, серенады, кантаты и значительное количество музыкальных произведений духовной тематики. Он использовал либретто для своих опер, написанные известнейшими современниками, такими как Пьетро Метастазио, Апостоло Дзено, Стефано Паллавичини, Джованни Пасквини и др. Также композитор написал большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80 концертов для флейты, сонаты, симфонии. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками в ходе Второй мировой войны.
Оратории
- 1734 Il cantico de' tre fanciulli, текст: Стефано Бенедетто Паллавичини
- 1736 Serpentes Ignei in deserto (Le Serpe nell’Deserto), текст: Бонавентура Бономо
- 1737 Le Virt? appi? della Croce, текст Стефано Бенедетто Паллавичини
- 1741 Giuseppe riconosciuto, текст: Пьетро Метастазио
- 1742 I pellegrini al sepolcro di nostro redentore, оратория в двух действиях - текст Стефано Бенедетто Паллавичини
- 1744 La Deposizione della Croce текст: Стефано Бенедетто Паллавичини
- 1745 La Caduta di Gerico, текст Джованни Клаудио Пасквини
- 1750 La conversione di Sant' Agostino, текст Марии Антонии Вальпургис Саксонской
- 1744 Ci'l un parant? und parsol scelopgrini, текст Стефано Бенедетто Паллавичини
- 1747, вторая версия 1772 Santa Elena al Calvario, текст Пьетро Метастазио
- 1759 S. Petrus et S. Maria Magdalena
Церковная музыка
- Beatus vir
- Confitebor tibi, Фа мажор
- Dixit Dominus, До мажор
- Missa ultima in g (Венеция 1783)
- Messe in a
- Miserere in d
- Miserere in F
- Miserere in c
- Regina coeli in D
- Requiem C-Dur (1763, на кончину Августа III (Фридриха Августа II)
- Requiem, Ми-бемоль мажор
- Salve Regina in A
- Salve Regina in F
- Te Deum (1751, к открытию Католической церкви Саксонского Королевского двора)
- Venite pastores. Motetto pastorale
Оперы, интермеццо
- Antioco (1721, Брауншвейг)
- Antonio e Cleopatra (1725, Неаполь)
- Il Sesostrate (1726, Неаполь)
- La Semele o sia La richiesta fatale (1726, Неаполь)
- L'Astarto (1726 Неаполь)
- Enea in Caonia (1727, Неаполь)
- Gerone tiranno di Siracusa (1727, Неаполь)
- Attalo, re di Bitinia (1728, Неаполь)
- L'Ulderica (1729, Неаполь)
- La sorella amante (1729, Неаполь)
- Tigrane (1729, Неаполь)
- Artaserse (1730, Венеция)
- Dalisa (1730, Венеция)
- Arminio (1730, Милан)
- Ezio (1730, Неаполь)
- Cleofide (1731, Дрезден)
- Catone in Utica (1731, Турин)
- Cajo Fabricio (1732, Рим)
- Demetrio (1732, Венеция)
- Euristeo (1732, Венеция)
- Issipile (1732, Неаполь)
- Siroe r? di Persia (1733, Болонья)
- Sei tu, Lidippe, ? il sole (1734, Дрезден)
- Senz'attender che di maggio (1734 Дрезден)
- Tito Vespasiano, La clemenza di Tito (1735, Пезаро)
- Senocrita (1737, Дрезден)
- Atalanta (1737, Дрезден)
- Asteria (1737, Дрезден)
- Irene (1738, Дрезден)
- Alfonso (1738, Дрезден)
- Viriate (1739 Венеция)
- Numa Pompilio (1741, Губертсбург)
- Lucio Papirio (1742, Дрезден)
- Asilio d'amore (1742, Неаполь)
- Didone abbandonata (1742, Губертсбург)
- Endimione (1743, Неаполь?)
- Antigono (1743, ? Губертсбург)
- Ipermestra (1744, Вена)
- Semiramide riconosciuta (1744, Неаполь)
- Arminio (1745, Дрезден)
- La spartana generosa, ovvero Archidamia (1747, Дрезден)
- Leucippo (1747, Губертсбург)
- Demofoonte (1748, Дрезден)
- Il natal di Giove (1749, Губертсбург)
- Attilio Regolo (1750, Дрезден)
- Ciro riconosciuto (1751, Дрезден)
- Adriano in Siria (1752, Дрезден)
- Solimano (1753, Дрезден)
- L'eroe cinese (1753, Губертсбург)
- Artemisia (1754, Дрезден)
- Il r? pastore (1755, Губертсбург)
- L'Olimpiade (1756, Дрезден)
- Nitteti (1758, Венеция)
- Il sogno di Scipione (1758, ? Варшава)
- Achille in Sciro (1759, Неаполь)
- Alcide al bivio (1760, Вена )
- Zenobia (1761, Вена)
- Il trionfo di Clelia (1762, Вена)
- Egeria (1764, Вена)
- Romolo ed Ersilia (1765, Инсбрук)
- Partenope (1767, Вена)
- Piramo e Tisbe (1768, Вена)
- Il Ruggiero ovvero L'eroica grattitudine (1771, Милан)
Инструментальная музыка
- 6 концертов для органа
- 6 сонат для клавесина (пианофорте)
- 6 сонат для скрипки
- 6 трио сонат Опус 1 (1738 - Witvogel, Amsterdam) или Опус 2 (1739 - Walsh, Лондон)
- Концерт для мандолины и квартета, Соль мажор
- 6 симфоний для 4 струнных
- 80 концертов для флейты