21 марта 1865 года в Эйзенахе, городке в Тюрингии, родился Иоганн Себастьян Бах. Отец его, Иоганн Амброзиус, служил музыкантом в городской капелле, и именно он обучал маленького Баха игре на скрипке, а дядя будущего композитора привил ему любовь к органу. С детства у Баха проявился хороший голос – сопрано – и он без проблем был зачислен в церковный хор. В возрасте восьми лет мальчик начал учиться в церковной школе и выказал большие успехи.
Когда Баху исполнилось девять, умерла его мать, а еще через год смерть настигла и отца. Мальчика забрал к себе его старший брат, служивший органистом в Ордруфе, и Бах снова получил возможность ходить в школу и заниматься музыкой – теперь с братом. В пятнадцать лет Бах получил рекомендацию своего школьного учителя для обучения в школе, открытой в Люнебурге (северная Германия) при церкви святого Михаила. Путь к желанному образованию был нелегок – Бах прошел пешком почти триста километров до места учебы. Но зато в школе предоставлялся полный пансион и даже небольшая стипендия. Историки считают, что время, проведенное в этой школе, было очень важным для становления личности и музыкального образования Иоганна Себастьяна Баха. Именно здесь он познакомился с хоровой литературой и попал под влияние Георга Бёма, известного мастера-органиста. Это влияние отчетливо прослеживается во всех ранних органных сочинениях Баха. Баху удавалось даже ездить в Гамбург, чтобы послушать, как играет Иоганн Адам Рейнкен – один из лучших представителей органной школы северной Германии.
В семнадцатилетнем возрасте Бах возвращается в Тюрингию. Некоторое время он служит при Веймарском дворе скрипачом и мальчиком на побегушках. Немного позже он получает место в Арнштадтской Новой церкви, где играет на органе во время месс. В Арнштадте семья Бахов была известна, но молодой исполнитель так сыграл на органе, поступая на службу, что жалованье, назначенное ему, значительно превзошло обычную оплату игры органиста. Здесь он женился на Марии Барбаре, своей кузине.
В один из отпусков (в 1705 году) Бах так увлекся игрой органиста и композитора Дитриха Букстехуде в городе Любеке, что вместо положенных четырех недель задержался на четыре месяца. Это вызвало недовольство начальства, но Бах и сам был недоволен и отношениями на службе, и слабостью арнштадтского церковного хора. Все вкупе принудило его к поискам нового места работы. В 1707 году Бах получает предложение стать органистом при церкви святого Власия в городе Мюльхаузене (Тюрингия). Бах быстро прославился как незаменимый специалист по реконструкции, настройке и ремонту органов, а также приобрел известность сочинителя кантат. Одна его кантата была издана за счет городского бюджета.
Всего через год службы Бах получает приглашение герцога Веймара и покидает Мюльхаузен. Поначалу в Веймаре он служил органистом, а в 1714 году занял должность капельмейстера. По заказу герцога Бах перекладывает сочинения итальянского композитора Антонио Вивальди для исполнения на клавишных инструментах. Вероятно, именно работа с творениями итальянских мастеров оказала большое влияние на художественное развитие композитора и помогла ему усовершенствовать гармонию своей музыки и изучить искусство выразительной мелодии.
Считается, что именно в Веймаре Бах развился как мастер-исполнитель органной музыки и композитор. Его частые поездки по Германии и исполнение своих произведений принесли славу и известность, распространившиеся практически по всей Германии. Особенно подняло репутацию Баха организованное в Дрездене соревнование по мастерству игры на органе с французом Луи Маршаном. Свидетели рассказывали, что, услышав игру Баха, Маршан не отважился вступать в соревнования, и публика напрасно ждала его – Маршан покинул город, таким образом признав неоспоримое превосходство своего соперника.
В 1717 году герцог Анхальт-Кетенский предложил Баху стать его капельмейстером на куда более выгодных и почетных условиях, нежели на прежнем месте службы. Но герцог Веймарский не желал отпускать знаменитого органиста и даже наложил на него домашний арест. Однако, подвергнувшись давлению представителей лучших домов Германии, он был вынужден отпустить композитора из Веймара.
Шесть лет (1717 – 1723 гг) Бах провел при кетенском дворе. Так как кетенцы исповедовали кальвинистскую веру, а Бах был лютеранином, его не принуждали писать музыку для церкви, и он занимался лишь придворным музицированием. Именно в Кетене композитор получил возможность сосредоточиться на инструментальных жанрах и создал такие шедевры, как сюиты и сонаты для скрипки с виолончелью, «Хорошо темперированный клавир» (том первый) и «Бранденбургские концерты», посвященные маркграфу. Князь Кетена очень ценил Баха, так как сам был прекрасным музыкантом и понимал творчество и талант своего капельмейстера. Но даже в кетенский период беды не миновали Баха. В 1720 году князь отправился в поездку, а композитор с женой сопровождали его. Эта поездка обернулась трагедией для Баха – Мария Барбара скоропостижно скончалась.
Прошло время, и в декабре 1721 года Бах женится на Анне Магдалене Вилькен. Этот брак оказался исключительно удачным для Баха, так как Анна Магдалина уже в возрасте двадцати одного года была известной певицей. Она оказала мужу неоценимую помощь, в том числе переписывая его партитуры. У них родилось тринадцать детей, но семеро из них умерли еще в младенчестве. Всего же в двух браках Бах произвел на свет двадцать детей, но лишь половина из них дожила до зрелого возраста.
Баху всегда хотелось вернуться к работе над церковными жанрами, и когда в 1722 году открылась вакансия кантора в лейпцигской школе святого Фомы, Бах подает прошение на замещение должности. В конкурсе на должность кантора участвовало три кандидата, но именно Бах весной 1723 года стал очередным кантором Лейпцига. В Лейпциге обязанности кантора подразделялись на две части. Как музыкальный директор, он отвечал за музыкальное оформление церковных служб во всех протестантских храмах Лейпцига. Также кантор являлся преподавателем в знаменитой школе в Томаскирхе, которая насчитывала более пятисот лет, и обучал основам искусства музыки мальчиков. Первую часть своих обязанностей Бах исполнял с удовольствием и усердием, а вот педагогика его совершенно не интересовала. Преподавательская деятельность лишь мешала композитору заниматься собственным творчеством. Надо отметить, что большинство произведений духовной музыки, звучащих в те времена в Лейпциге, принадлежали Баху. Здесь им были созданы и исполнены «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория», «Месса си минор» и многие другие.
Пренебрежение композитором воспитания подрастающего поколения вызывало нарекания и недовольство городского руководства. Бах же на эти обвинения высказал претензии в странном поведении и недостаточной преданности духовной музыке, а также в зависти и преследовании. Конфликт набирал силу, тем более что к нему подключился директор школы. В 1741 году Бах начал писать в основном инструментальную музыку, откровенно пренебрегая наложенными на него официальными обязанностями кантора. Мало того – без разрешения начальства он попытался издать несколько своих сочинений.
При дворе прусского короля Фридриха II служил Филипп Эммануэль, сын Баха. Возможно, именно через него король и передал Баху предложение посетить Берлин. Бах, все еще остающийся в должности кантора Лейпцига, по достоинству оценил великолепные клавесины короля и не отказался продемонстрировать именитым слушателям мастерство в области импровизации. Фридрих II задал Баху тему, и композитор безо всякой подготовки сыграл фугу, которая потрясла присутствующих. После возвращения в Лейпциг композитор на основе своей импровизации создал грандиозный полифонический цикл в строгом классическом стиле и издал произведение как Musikalisches Opfer («Музыкальное приношение»), посвятив музыку королю прусскому.
Последние десять лет своей жизни Бах жаловался на ухудшение зрения, но в 1748 – 1749 годах композитор почти ослеп. Невозможность писать ноты подвигла Баха на операцию у врача-окулиста, пообещавшего вернуть ему зрение. Сейчас понятно, что английский окулист был обыкновенным шарлатаном, и две проведенные им операции, конечно же, не дали никакого эффекта. Лекарства, которые прописал Баху врач, совсем не способствовали выздоровлению и лишь усугубили положение. Но зрение все же вернулось к композитору – хотя лишь на несколько часов, 18 июля 1750 года. Современные медики сходятся на нем, что Бах перенес тяжелое кровоизлияние в мозг, именуемое в то время «ударом». Десять дней Бах боролся, но 28 июля 1750 года великий композитор умер.
Иоганн Себастьян Бах дожил до шестидесяти пяти лет и писал музыку, которая и через три столетия волнует не только знатоков, но и любого слушателя.