Популярные
На фото Иосиф Юльевич Ахрон

Иосиф Юльевич Ахрон

скрипач, композитор и музыкальный педагог. Ученик Л. Ауэра и А. Лядова в Петербургской консерватории. Лауреат малой золотой медали консерватории и премии Михайловского дворца.
Дата рождения:
1886-05-13
Дата смерти:
1943-04-29
Биография

Биография

Иосиф Юльевич Ахрон родился в 1886 году в Польше в маленьком городке Лодзее Сейнкского уезда в еврейской семье Абрама Юделя Ахрона и Берты Марам. С двух лет обучался игре на скрипке у И.Лотто в Варшаве. Там же через три года стал брать уроки у Михайловича. А в 1891 году дебютировал в большом благотворительном концерте. Затем в 1895 году предпринял концертное турне по России, пользуясь большим успехом в целом ряде городов (Одессе, Киеве, Риге, Вильне, Гродно, и др..). Аккомпанировал ему и исполнял его фортепианные произведения младший брат — замечательный пианист, ученик А. Н. Есиповой — Исидор Юльевич Ахрон (1892—1948), друг и аккомпаниатор великого Я.Хейфеца в годы их жизни в США. В 1897 году Иосиф Ахрон выступал с концертами в Петербурге и за игру при дворе был награжден золотыми часами. В 1899 году поступил в Петербургскую консерваторию к профессору Л. С. Ауэру, у которого и окончил курс скрипичной игры в 1904 году, получив при выпуске премию Михайловского дворца (1200 руб.) и золотую медаль. Позднее брал уроки композиции у А. К. Лядова. Петербургская Консерватория была единственным высшим учебным заведением в России без процентной нормы для евреев. В 1899 году отец Абрам Юдель Ахрон получил право на жительство в Санкт-Петербурге, где поселился на Невском проспекте 61. В 1913—1916 Иосиф Юльевич вёл классы скрипки и камерного ансамбля в Харькове, где его учеником был Исаак Дунаевский . С (1922) года Ахрон жил в Берлине, а после посещения Палестины (1924) поселился в США (1925), где занимался концертной, педагогической и композиторской деятельностью. Умер 29 апреля (1943) года в Голливуде (штат Калифорния).

Сборник «Избранные пьесы», выпущенный в Санкт-Петербурге издательством «Композитор» в 2006 году, впервые знакомит исполнителей и любителей музыки с творчеством композитора. В сборнике представлены пьесы, демонстрирующие разнообразие творческой палитры композитора, а также его методическая работа «Об исполнении хроматической гаммы на скрипке» из книги «Основы скрипичной техники». Составитель сборника и автор вступительной статьи Ольга Генкина.


Содержание сборника «Избранные пьесы»:

  • Приношение Моцарту. Менуэт.ор.22 № 2
  • Приношение Шуману. Мельница.ор.22 № 3
  • Фугетта.ор.21 № 4
  • Жига.ор.21 № 5
  • Марионетки.ор.22 № 5
  • Кокетство.ор.15
  • Еврейская мелодия.ор.33. Редакция Я.Хейфеца.
  • Ножницы. Свадебный еврейский танец.ор.42 (оригинальный вариант мелодии)
  • Еврейская колыбельная.ор.35 № 2. Редакция Л. С. Ауэра.
  • Колыбельная.ор.1. Посвящена великой княгине Ольге Александровне.
  • Вторая колыбельная.ор.20


«У Ахрона есть духовные предки, — пишет В.Каратыгин в 1922 году, — астральные тела которых успешно исполняют роль лоцманов, направляющих по определенному пути плывущий по широким просторам звукового океана корабль скрипача-композитора. Его предки — немецкие классики и романтики во главе с Моцартом, Шуманом, Брамсом, а с другой стороны, в иных оборотах письма Ахрона живо чувствуется влияние безымянных, отдаленных пращуров сочинителя — отзвуки еврейских мелодий и ритмов. „Ориентальные“ элементы поняты и разработаны Ахроном своеобразно и содержательно. Немецкие веяния отнюдь не приводят его к слепой подражательности, они ассимилированы и переработаны по-своему. В итоге, интересная, свежая музыка — несомненный и немалоценный вклад в камерную скрипичную литературу.»


Ахрон — автор симфонической музыки, трех скрипичных концертов, двух сонат для фортепиано, вокально-инструментальных и камерных сочинений, музыки для кинофильмов. Эпитафии на смерть А.Скрябина

Значительное место в творчестве Иосифа Ахрона занимали сочинения с еврейскими мотивами:

  • Симфонические вариации и соната на мотив еврейской народной песни в Палестине «Эль ивне ?а-Галиль» («Б-г построит Галилею», 1915)
  • «Киддуш ?а-Шем» (1928)
  • «Голем» для виолончели, трубы, валторны и фортепиано (1931)
  • «Голем», сюита для камерного оркестра (1932)
  • «Вечернее Субботнее б-гослужение» (1932)
  • Концерт для фортепьяно (1941)
Поделиться: