Девочка Ирэн, которой суждено было стать одной из самых красивых блондинок советского кино, родилась в Тегеране – а может быть, в Баку. Нет сведений и о ее настоящем отце, а отчество и фамилию ей дал отчим – и в документах девочки значилось «Ирина Абдуррезаевна Азер». Видимо, Абдур-Реза Азер происходил из очень богатого иранского рода. Был он достаточно известным на своей родине человеком, генералом, но числился в личных врагах Мохаммеда Резы Пехлеви, последнего шахиншаха Ирана, а потому эмигрировал в Советский Союз и поселился с семьей в Баку. По слухам, семья Азер жила в бывшей резиденции какого-то богача, и иранский генерал выкопал роскошный бассейн перед домом – специально для Ирэн, своей обожаемой падчерицы.
Из Баку семья переехала в Москву, на Песчаную улицу, и в столице СССР Реза Азер стал преподавателем Института Востоковедения. Ирина же в 1965 году начала работать моделью у фотографа Виктора Вознесенского и посвятила этому занятию целых двенадцать лет. Но профессия фотомодели была для нее не единственной – в девятнадцать лет девушка поступила на актерский факультет ВГИКа. Ее преподавателями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Сама Ирина всегда называла встречу с великим режиссером самой судьбоносной в ее жизни. Вместе с Ириной в мастерской Герасимова училась целая плеяда замечательных актеров – Николай Еременко-младший, Наталья Белохвостикова, Талгат Нигматулин, Наталья Бондарчук, Вадим Спиридонов, Ольга Прохорова, Наталья Гвоздикова, Наталья Аринбасарова.
Уже во времена студенчества Ирина довольно много снималась, но зрителям запомнились три ее роли тех лет – в фильмах конца шестидесятых «Красный агитатор Трофим Глушков» режиссера Валерия Рубинчика, «У озера» режиссера Сергея Герасимова и «Внимание, черепаха!» режиссера Ролана Быкова. Самым заметным стал созданный ей образ Анны Сергеевны в детской кинокомедии «Внимание, черепаха!» – очаровательная учительница начальной школы привлекла к себе внимание не только детей, но и очень многих взрослых. В 1970 году Ирина сыграла также связистку Танечку в эпическом цикле «Освобождение» режиссера Юрия Озерова. Эта картина в 1972 году стала лауреатом Ленинской премии.
В 1972 году на экранах появился фильм «Большая перемена», ставший стартом карьеры многих прекрасных актеров. Режиссер Алексей Коренев сумел сделать отличное кино, вошедшее в коллекцию лучших советских фильмов. Ирина Азер снялась в «Большой перемене» в роли Люськи, эффектной блондинки и подруги одного из главных героев. Образ, созданный актрисой, вышел буквально незабываемым, и Ирина обрела большую популярность. После этого фильма она стала вполне востребованной актрисой. В семидесятые и восьмидесятые годы Ирина снялась у таких известных режиссеров, как Александр Стефанович (1974 год, фильм «Дорогой мальчик»), Владимир Роговой (1975 год, фильм «Горожане»), Родион Нахапетов (1980 год, фильм «Не стреляйте в белых лебедей»), Вениамин Дорман (фильмы 1982 и 1986 годов «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент»). Были у нее и другие роли – от эпизодических до основных.
Работала актриса и на телевидении. В 1969 году она стала одной из исполнительниц роли пани Каролины в «Кабачке «13 стульев» и там же в 1978 году сыграла другого персонажа – пани Ольгицу. В 1977 году вышел телеспектакль по новеллам О. Генри «Джентльмены, которым не повезло», снятый Василием Давидчуком, где зрители тоже увидели Ирину Азер.
В 1978 году Реза Азер, отчим Ирины, вернулся на родину и вскоре умер. Судьба оказалась несправедлива к его семье – сразу после кончины Азера в Иране грянул государственный переворот, и дочери Резы, Ирина и младшая Деларам, в тот момент находившиеся в Тегеране, вынужденно бежали в СССР, так и не получив наследства, состоящего вроде бы из золотых слитков. По другим сведениям, от этого наследства Ирина отказалась сама.
Не слишком повезло актрисе и в личной жизни. О ее муже неизвестно практически ничего, кроме имени Юрий и причины развода – по слухам, этот очень красивый мужчина изменил Ирине с Натали Вуд, американской киноактрисой. От брака у Ирины есть дочь Вика – ее единственный ребенок. Насколько известно, сейчас Вика проживает в США вместе с мужем, и у Ирины растет внук Юра.
Ирине Абдуррезаевне трудно отказать в актерском даровании, но, тем не менее, ее кинокарьера не стала выдающейся. В перестроечные годы она сыграла еще в нескольких фильмах, но особого успеха по-прежнему не обрела. Последней ролью актрисы стала роль гида-экскурсовода в фильме 1991 года «Графиня» – и с тех пор Ирина перестала сниматься. В каком-то смысле это был подвиг – уйти из большого кино и променять собственную популярность, пусть и не слишком великую, на занятие мелким бизнесом. Однако этот подвиг Ирине вполне удался, хотя первое время ей приходилось носить парик и темные очки, чтобы оставаться неузнанной.
В начале нового века «Экспресс газета Online» напечатала интервью с Ириной Азер, и о забытой, но любимой когда-то актрисе принялись писать глянцевые российские журналы, а в «Караване историй» статья о ней занята целый десяток страниц. Но внезапный бум вокруг имени Ирины не изменил ничего к лучшему – на бывшую актрису не посыпались градом выгодные предложения режиссеров, а вот слухи и сплетни о ее семье, напротив, возобновились. Но Ирина Абдуррезаевна спокойно пережила эти неприятности – в основном, благодаря своему философскому взгляду на жизнь.
По словам самой актрисы, для счастья вовсе не обязательно быть «народной» и «заслуженной» – вполне достаточно иметь чистую совесть. Удивительно, но все журналисты, которые общались с Ириной Азер в последние годы, утверждают, что она производит именно такое впечатление – совершенно спокойной, очень счастливой и удивительно красивой женщины.