13 марта 1951 года в городе Камень-на-Оби на Алтае родилась девочка, которую назвали Ирой, – вторая дочка в семье Ивана Кузьмича и Ксении Архиповны Алферовых. Родители девочек-погодков Иры и Тани были юристами, и вскоре после рождения Иры отца перевели в Новосибирск.
Сестры Алферовы росли очень симпатичными и вызывали огромный интерес у мальчишек, но Ира старалась держаться от мальчиков в стороне, ожидая встречи с настоящим принцем – одним-единственным и на всю жизнь. Тихоня и скромница, она прекрасно училась, очень много читала, а раскрепощалась только в художественно-театральной студии новосибирского Академгородка, где стала заниматься уже старшеклассницей. Окончив школу, Ира уехала поступать в столичный театральный вуз, а вот ее сестра Татьяна пошла по стопам родителей и стала адвокатом.
В ГИТИС Ирина Алферова поступила с первого раза, но в конце первого курса едва не была отчислена за «профнепригодность» – не умела изобразить в сценическом этюде чувства, которых не испытывала. Однако эту проблему она решила и окончила институт в числе наиболее перспективных и талантливых. В 1972 году подающая надежды выпускница получила сразу несколько предложений работы от московских театров. Тогда же Василий Ордынский, режиссер, задумавший экранизировать роман А. Н. Толстого «Хождение по мукам» взял Ирину на роль Даши, одну из главных в фильме и, пожалуй, самую серьезную в актерской карьере Алферовой.
Кроме счастья студенчества и удачного кинодебюта, в столице Ирина почти сразу же обрела и любовь, познакомившись с болгарином Бойко Гюровым, бизнесменом, приехавшим в командировку. Этот роман начался буквально с первого взгляда, но вот к супружеству влюбленный и еще совсем молодой бизнесмен был совсем не готов. Дочь Ксения, родившаяся в 1974 году, получила его фамилию, но воспитывать девочку Ирине пришлось самой.
Телеэпопея «Хождение по мукам» снималась почти пять лет и вышла на экраны в 1977 году. Сразу же после выхода фильма не известная никому выпускница Гиттиса проснулась знаменитостью. Но всенародную славу она обрела только у телезрителей. Еще за год до своего потрясающего успеха Алферова устроилась в Театр Ленинского комсомола (ныне Ленком). На этой сцене судьба ее сложилась весьма странно – не обделенная ни красотой, ни талантом, молодая актриса не сумела заинтересовать главного режиссера театра. Возможно, дело было как раз в ее внешности, ведь Марк Захаров не любил работать с красивыми актрисами. Зато в Ленкоме она встретила новую любовь.
Александра Абдулова Ирина увидела в тот же день, когда впервые пришла в Ленком, – причем увидела на сцене, в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Это тоже была любовь с первого взгляда. Осенью, на гастролях в Ереване, Ирина пообещала Абдулову выйти за него замуж только в том случае, если он сумеет пронести ее на руках через весь огромный парк. Абдулов сумел, и вскоре они поженились. Семейная жизнь этой пары, считавшейся самой красивой среди актеров, началась в общежитии, где они прожили не один год. Александр Гаврилович относился к дочке Ирины, как к собственной, и много лет поклонники этой звездной пары верили, что Ксения – родная дочь Абдулова. Но в театре все продолжалось по-прежнему – Ирина оставалась в тени своего действительно великолепного мужа…
Ее следующей большой ролью в кино стала Констанция Бонасье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», появившегося в 1979 году. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер «Мушкетеров», хотел снять в этой роли Евгению Симонову, но руководство Госкино рассудило иначе – возможно, и к лучшему, ведь этот незабываемый фильм обязан своим успехом в том числе и Ирине Алферовой. Разумеется, успех оказался взаимным – популярность Алферовой после «Мушкетеров» возросла очень сильно.
Вместе с мужем Ирина снялась в те годы в двух фильмах – «С любимыми не расставайтесь», вышедшем в 1979, и «Предчувствии любви» (1982 год). Все сыгранные ей героини были очень цельными, женственными и искренними, но критики, тем не менее, к работам актрисы отнеслись прохладно. Любовь публики к актрисе не угасала, хотя последующие фильмы, в которых она играла, не стали событием для нашего кинематографа, да и роли Ирины в них были второстепенными.
Брак Алферовой и Абдулова, выглядевший совершенно идеальным, дал в конечном итоге заметную трещину и окончательно развалился в 1993 году. По поводу этого развода ходило множество самых разных слухов, но бывшим супругам удалось сохранить дружбу. Александр Абдулов после развода никогда не скрывал, что из всех его женщин самой любимой была Ирина, ведь недаром он обвенчался с ней в церкви.
В том же году Ирина стала играть на сцене театра «Школа современной пьесы», созданного в 1989. Сама актриса, до сих пор работающая и в Ленкоме, считает, что «Школа современной пьесы» – ее основное место работы, замечательный театр с прекрасной труппой и очень хорошим руководителем. Иосиф Райхельгауз сумел по достоинству оценить талант Алферовой, и Ирина наконец-то поверила в себя.
Еще в 1991 году, на съемках фильма «Звезда шерифа», Ирина познакомилась с актером Сергеем Мартыновым, и после развода с Абдуловым они поженились. Говорят, что Мартынов покорил сердце Алферовой, написав ее портрет. Сергей и Ирина не родили общего ребенка, но воспитали, кроме Ксюши, еще троих детей. Сереже и Насте Мартыновым Ирина сумела заменить безвременно умершую мать, а в 1997 году ушла из жизни ее сестра Татьяна, и Мартынов с Алферовой забрали к себе Сашу, племянника Ирины.
Сейчас Ирина Алферова играет в спектаклях «Школы современной пьесы» и доказывает свой талант на киноэкранах. Одна из последних ее ролей в кино – образ княгини Юсуповой в «Распутине». Актриса искренне считает себя очень счастливой женщиной – ведь Бог подарил ей не только талант, но и любовь, и детей. Ирина Ивановна ощущает себя очень комфортно в одиночестве, но именно потому, что не одинока в жизни, которую находит просто замечательной.