13 января 1966 года в Волгограде родилась девочка, которую назвали Ириной. Ее родители, Виктор и Светлана Апексимовы, были музыкантами – отец преподавал в музыкальной школе, мама занимала должность главного хормейстера в Театре музыкальной комедии. Старший брат Ирины, Валерий Свет, организовал в семидесятые годы один из первых в Волгограде вокально-инструментальных ансамблей.
С младенчества Ира была окружена заботой и любовью – родители обожали дочку и баловали, как могли. В школе она пользовалась огромным вниманием мальчишек, причем не только из-за привлекательной внешности, но и благодаря заводному, веселому характеру. Девочка слыла большой хулиганкой и считала для себя позором учиться на «пятерки». При всем этом Ира росла в окружении творческих людей, часто проводила свободное время за театральными кулисами, ходила в музыкальную школу и обожала танцевать.
Когда Ирина перешла в восьмой класс, ее родители расстались, и мать вместе с дочерью переехала к родственникам в Одессу. К этому времени Ира уже решила, кем она хочет быть, и в Одессе стала учиться в специализированном театральном классе. Окончив школу, она отправилась в Москву – поступать в театральную школу-студию МХАТ, но стать студенткой ей помешал одесский говор. Пришлось возвращаться домой. Мечту о сцене Ирина не оставила и устроилась в Одесский театр оперетты, где целый год танцевала в кордебалете.
Вторая попытка поступления окончилась неудачей по той же причине, и Ирина решила уехать в Волгоград, чтобы избавиться от своего говора. Еще один год она провела, танцуя в театре, на сей раз – волгоградском, где вполне достойно смотрелась среди профессиональных танцовщиц. В 1985 году Ирина стала, наконец, студенткой МХАТа, попав в мастерскую Олега Табакова. Ее однокурсниками были Евгений Миронов, Владимир Машков и Валерий Николаев, за которого она вскоре вышла замуж. Их дочь Дарья родилась в Америке, когда Валерий ставил в Университете Принстона спектакль, и Ирина жила вместе с ним, не захотев оставаться в одиночестве в Москве. Но, хотя Валерий до сих пор работает в Голливуде, Ирина не сумела сделать там собственную карьеру – и самой серьезной причиной оказалось непрерывное желание поскорее вернуться домой, в Россию.
После окончания учебы в 1990 году Ирина стала работать во МХАТе и провела на его сцене десять лет. Своими самыми любимыми ролями она называет Елену Андреевну в спектакле «Дядя Ваня» и баронессу Штраль в «Маскараде». Партнерами Ирины на сцене МХАТа были Вячеслав Невинный, Андрей Мягков, Софья Пилявская, Ия Савина, Дмитрий Брусникин. Сейчас актриса вполне согласна со мнением, что работа в кино приносит куда больше денег, но зато театральная сцена куда интереснее для актера, хотя бы потому, что каждый эпизод, сыгранный в театре, неповторим, в отличие от киношных дублей.
Дебютом Ирины Апексимовой в кинематографе стал фильм «Башня», снятый режиссером Виктором Трегубовичем в 1986 году. Второй ее работой была роль жены писателя в картине «Диссидент», вышедшей на экраны в 1988 году. В 1992 году зрители увидели первый российский телесериал «Мелочи жизни», в котором Ирина играла сестру главного героя. Еще через два года появился нашумевший фильм Дениса Евстигнеева «Лимита». В этой картине Ирина Апексимова впервые снялась в роли «деловой стервы», очень подходившей ей чисто внешне. Однако первый настоящий успех принесли актрисе две других роли – Риты в «Мужских откровениях» (1996 год) и Жюстины в «Му-Му» (1997 год).
В 1997 году Ирина попала на «международную» съемочную площадку – в картине «Святой», которую снимал Филипп Нойс, культовый режиссер Голливуда, она сыграла роль Фрэнки. Вместе с Ириной в фильме играли Владимир Николаев, Элизабет Шу, Вэл Килмер, а сам фильм впоследствии назвали «антисоветским кино».
Внешность роковой женщины, очень выгодная в плане режиссерских предложений, стала для актрисы «роковой» в буквальном смысле. Актерский имидж «леди-вамп» окончательно закрепился за ней после сериала «День рождения Буржуя», вышедшего на экраны в 1999 году и мгновенно обретшего всенародную известность. Прекрасно сыгранный образ крутой «бизнес-леди» был перенесен зрителями на саму актрису, хотя Ирина, по ее собственным словам, не имеет совершенно ничего общего со своей героиней Аминой. Роль удалась актрисе за счет сценического опыта и системы Станиславского – а также благодаря привычке носить черную одежду и достаточно резким манерам.
Апексимова и Николаев, чудесная актерская пара, сыграли в этом сериале собственные отношения – отношения людей, испытывающих друг к другу искреннюю любовь. К сожалению, вскоре после окончания съемок их семья распалась, и принимать участие во втором сезоне «Буржуя» Ирина наотрез отказалась. К тому же, по ее мнению, образ Амины был полностью исчерпан. Сценаристам пришлось «убить» главную героиню, и этим печальным фактом «День рождения Буржуя-2» несколько разочаровал зрителей.
После съемок в «Буржуе» Ирина вернулась на сцену, где сыграла одну из самых потрясающих своих ролей – в спектакле «Наш Декамерон XXI», поставленном Романом Виктюком по пьесе Э. Радзинского. В этой роли, по уверению актрисы, было все – от фарса до трагедии, и роль далась Ирине очень нелегко. Во время репетиций в ее жизни начались катастрофические ситуации – уход из театра, развод с мужем, и Ирина часто ловила себя на том, что произносит текст своей героини в реальной жизни. Двенадцать лет назад Виктюк ставил эту пьесу под Татьяну Догилеву, а теперь, в лице Ирины Апексимовой, получил актрису нового склада и нового поколения, а также и продюсера спектакля.
В 2001 году вышел фильм «Клетка» – психологическая драма режиссера Сергей Белошникова. Сценарий «Клетки» сразу же заинтересовал Ирину прежде всего тем, что она едва ли не впервые получила возможность изменить навязанный ей имидж. На тот момент у актрисы были и другие предложения, но выбрала она роль Насти Арсентьевой, и создание этого образа, несмотря на множество сыгранных ранее ролей, стало для Ирины первой действительно серьезной работой.
В 2003 году режиссер Джино Танасеску пригласил Ирину на роль Айгуль в российско-американскую ленту «Красный змей». Актриса согласилась, в основном, из-за исполнителя главной роли – Роя Шайдера, знаменитого актера. Снялись в картине и другие замечательные актеры – Олег Тактаров, Майкл Паре. Однако Красный змей» получился вполне стандартным боевиком, хотя для Ирины Апексимовой участие в нем стало еще одним шагом к изменению надоевшего имиджа.
Можно сказать, что в конечном итоге актриса избавилась от вечного имиджа «бизнес-леди», но, тем не менее, ее героини все же несомненно сильные женщины. Одна из ярких работ Ирины – Анна Берзинь, писательница и подруга поэта в телесериале 2005 года «Есенин». В 2006 году Ирина сыграла журналистку Ольгу Драгомирову в фильме «Палач» Сергея Белошникова. Это – роль женщины, готовой на все ради мести своим насильникам, и Ирине прекрасно удалось показать, что месть уничтожает душу самого мстителя.
В 2007 году Ирина создала образ Татьяны Уваровой, сотрудника налоговой, в фильме «Антиснайпер» (режиссер Александр Березань), а год спустя играла телохранителя в боевике «Телохранительница» (режиссер Усман Сапаров). Для роли Иваны она даже изменила внешность, превратившись из брюнетки в рыжую девушку, и впервые столкнулась с необходимостью показать мастерство в рукопашном бою.
В 2008 году Ирина испытала себя как режиссер в российско-украинской мелодраме «Спящий и красавица». В свой фильм она пригласила нескольких великолепных актеров – Андрея Ильина, Елену Ксенофонтову, Сергея Векслера. Став режиссером, Ирина не решилась появиться на съемочной площадке и в качестве актрисы из-за твердого убеждения в том, что быть профессионалом одновременно в этих двух ипостасях попросту нереально.
В марте 2011 года Ирина выступила со своей музыкальной программой, которая называется «А мне Одесса – девочка!». Этот проект, сделанный вместе с российским композитором и продюсером Тимуром Ведерниковым, составлен из песен «Кирпичики», «Школа бальных танцев», «Оц-тоц-перевертоц» и многих других знаменитых одесских песен.
Ирина Апексимова считает, что ее личность абсолютно не совпадает с внешним обликом. Холодная, резкая и нервная на экране и в зеркалах, в действительности она – ранимый, теплый и добродушный человек, а ее бросающаяся в глаза холодность – всего лишь строгость и внутренняя подтянутость. Правда, Ирине не чужд и некоторый авантюризм – она не боится рисковать, но только в тех случаях, когда риск разумен и оправдан. Когда-то она выступала вместе с Валерием Николаевым в ночных клубах и не испытывала из-за этого никакого унижения, а также едва ли не первой из российских актрис снялась обнаженной (проект Анастасии Соловьевой на канале ТВ-6). Ирине интересно водить машину на огромной скорости – но не по пустой трассе, а по городу. А еще она обожает джинсы и много курит, хотя от этой привычки мечтает избавиться.
Но главное хобби Ирины Апексимовой – это ее профессия. Для работы ей не хватает двадцати четырех часов в сутках, и больше всего актриса боится, что когда-нибудь перестанет получать приглашения на роли.
Сейчас Ирина много занимается продюсерством – но продюсирует, в основном, саму себя, и без особого удовольствия. В первую очередь она считает себя актрисой, но понимает, что именно в этой профессии сегодня можно или нельзя продать, какие нужны партнеры, независимо от желания и творческой необходимости. По словам Ирины, роль продюсера в своей жизни она с радостью отдала бы кому-нибудь другому, но пока что не находит это возможным.
На вопрос о том, какой должна быть «успешная женщина», актриса Ирина Апексимова отвечает, что прежде всего необходимо быть успешной женой и матерью, сумев при этом остаться независимой и самостоятельной личностью. Успех, по ее мнению, – это независимость, даже от любящего и любимого мужчины. А вот рецепт красоты от этой великолепной актрисы – любовь, ибо именно она делает женщину светящейся и неотразимой.