Иштван Месарош предлагает альтернативную современным господствующим в мире представлениям точку зрения относительно капитала и капитализма, полемизируя с представителями различных школ, начиная от Адама Смита заканчивая Фридрихом Хайеком. Он рассматривает капитал как внутренне противоречивую органическую систему социального метаболизма, и в связи с этими противоречиями последняя не может быть неизменной и вечной, соответственно, ей предстоит перейти в новое качество. Иштван Месарош указывает на углубление структурного кризиса капитала, связанного с достижением его пределов (противоречие между транснационализацией капитала и национальным государством, экологический кризис, структурная безработица, неспособность достичь эмансипации женщин). Данный кризис отличен по своей природе от циклических кризисов капиталистического производства. Структурный кризис капитала стимулирует современный империализм к более агрессивным формам авторитаризма и усилению экспансионистских тенденций.
Иштван Месарош считает, что капитал не является спонтанно координирующейся системой, но имеет жёсткую командную структуру — иерархию и нуждается в контроле, который становится все труднее обеспечить. В связи с этим постреволюционные (посткапиталистические) общества рассматриваются как составные части органической системы капитала, не до конца преодолевшие капитал как общественное отношение, в силу чего возрастает важность переходного периода к социализму, сущность которого заключается в социальной революции (в противовес политической революции, уничтожающей класс капиталистов).
Иштван Месарош позитивно оценивает Боливарианскую революцию в Венесуэле; он был личным знакомым и сторонником Чавеса ещё до прихода того к власти.